Найти тему
Anna Chertkova

Конец Дуче и итальянского фашизма

Вы наверняка не раз слышали фразу «кто не с нами, тот против нас!» И, возможно, даже согласны с ней?

А знаете ли вы кому она принадлежит? Разумеется, после Христа, которому в Евангелии от Матфея приписывают похожую фразу «Кто не со Мною, тот против Меня»...

К чему я это вам рассказываю? Да к тому, что в жизни все так тесно переплетено, что вряд ли можно судить о человеке по отдельным его фразам – или даже поступкам. И, думаю, до сих пор невозможно дать однозначно положительную или отрицательную оценку многим историческим фигурам и событиям. Я лично уже давно остерегаюсь категорических суждений, наподобие того же самого «Кто не с нами, тот против нас!»

А фраза, которую я процитировала в самом начале, принадлежит Бенито Муссолини, итальянскому диктатору и лидеру фашистской партии Италии. Ему-то и посвящена моя сегодняшняя заметка: в канун 75-летней годовщины победы в ВОВ я рассказываю про конец Дуче и итальянского фашизма.

И, пожалуй, приведу для вас ниже еще десяток фраз «Дуче» - Вождя итальянского фашизма – и вы, возможно, очень удивитесь, ведь все они метки, верны и актуальны и сейчас. Муссолини даже про Китай высказался – и ведь был прав!

1. «Мы должны хотеть, сильно хотеть! Только с помощью этой силы воли мы можем преодолеть любое препятствие».

“Bisogna volere, fortemente volere! Solo con questa potenza di volontà potremo superare ogni ostacolo.”

2. «Следует ставить себе цель, чтобы иметь смелостьь достичь её».

“Bisogna porsi delle mete per avere il coraggio di raggiungerle.”

3. «Кресло и тапочки портят человека».

“La poltrona e le pantofole son le rovine dell'uomo.”

4. «Кто, кто хочет управлять, должен научиться говорить нет».

“Chi vuol governare, deve imparare a dir no.”

5. «Будущее цивилизации зависит от задач, которые поставят перед собой китайцы в этом столетии».

“L'avvenire della civiltà dipende dal compito che i Cinesi si assumeranno in questo secolo.”

6. «Управлять итальянцами – это не невозможно, это - бесполезно».

“Governare gli italiani non è impossibile, è inutile.”

7. «Тот, кто останавливается, пропадает».

“Chi si ferma è perduto.”

8. «Свобода без порядка и дисциплины означает распад и катастрофу».

“La libertà senza ordine e senza disciplina significa dissoluzione e catastrofe.”

9. «Мои слова следуют за фактвами».

“Le mie parole vengono dopo i fatti.”

10. «Не я создал фашизм, я извлёк его из подсознания итальянцев».

“Io non ho creato il fascismo, l’ho tratto dall’inconscio degli italiani.”

Так вот, в канун очередной годовщины великой победы СССР во Второй Мировой Войне я не могу не поделиться с вами рассказом о том, как закончила войну Италия, для нас – союзница фашистской Германии.

Начнем с того, что итальянцев со школьной скамьи учат, что в войне они не проиграли - они вышли из неё в ничью, ни победителями, ни проигравшими.

А войну, в первую очередь, внутреннюю, междоусобную, Италия закончила на площади Лорето в Милане со смертью вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини и его любовницы Кларетты Петаччи, повешенных там на всеобщее обозрение.


Только, правильней сказать вывешенных, а не повешенных – ибо итальянские партизаны, казнившие ненавистного Дуче и его любовницу, вывесили на миланской площади уже их бездыханные тела. Кстати, и расстрел и вождя, и Петаччи они тоже
инсценировали.

Итак, Муссолини был вовсе не повешен, несмотря на то, что в памяти встают именно кадры официальной хроники, где изображён связанный по рукам и ногам и подвешенный за лодыжки к столбам на автозаправке поверженный вождь – как и Кларетта, как и другие сторонники Дуче. 28 апреля 1945 года на площади Лорето в Милане пришел официальный конец эпохе итальянского фашизма, но жизнь его лидера оборвалась раньше.

И вот как было дело по официальной версии:

25 апреля CLNAI, Комитет национального освобождения Высокой Италии, берет власть в свои руки, принуждая Муссолини к безоговорочной капитуляции. Муссолини, укрывшись в здании миланской префектуры на проспекте Монфорте, обещает дать скорый ответ, но он так и не приходит. Зато ходят слухи о его бегстве в Швейцарию. Переодевшись в немца, укрывшись в кузове грузовика, Муссолини и в самом деле пытается сбежать в Швейцарию, но партизаны его узнают и берут в плен. Кто-то хочет выдать его английским и американским войскам, но большинство выступает за немедленную казнь.

На том и порешили. Партизана, убившего великого Дуче, зовут Вальтер Аудизио: он служит в пятьдесят второй бригаде Гарибальди в Донго. Официальная версия гласит, что Вальтер расстрелял главу итальянского фашизма перед воротами Виллы Бельмонте в крохотном городке Джулино ди Медзегра около четырех часов пополудни. Эта версия расстрела Дуче подтверждена и другими партизанами.

Но это – официальный отчет, а существует и немного другая версия последних дней Дуче, плод расследования журналиста и бывшего итальянского сенатора Джорджо ПизанО, продлившегося ни много ни мало более сорока лет!

-2

Согласно этой версии, последние часы своей жизни Муссолини и Кларетта провели в местечке Бондзаниго, крохотном пригороде Медзегра, в доме, принадлежавшем супружеской паре простых крестьян по фамилии Де Мария. По собранным журналистом свидетельствам, глава итальянского фашизма погибает на глазах примерно тридцати партизан, среди которых и Вальтер Аудизио, чье настоящее имя – Гульельмо Кантони. Вальтер - один из ... охранников Муссолини и Петаччи.

Неподалеку от последнего пристанища Дуче стоит еще один дом, где живет семья Мадзола. Одна из Мадзола, девятнадцатилетняя Дорина, становится невольной свидетельницей гибели Дуче и его любовницы. В ночь с 27 на 28 апереля она просыпается от шума снаружи: выглянув в окно, она видит вооруженных мужчин, бегущих в направлении соседского дома. Но усталость побеждает любопытство – и девушка отправляется обратно в кровать. Но утром ее снова будит шум –на этот раз она явственно слышит выстрелы, крики и женский плач.

Дорина снова высовывается в окно и видит, как крепкий, лысый мужчина пытается, прихрамывая, пересечь внутренний двор соседского дома. И снова тишину разрывает отчаянный женский плач и стрельба – и мужчина падает, сраженный семью выстрелами. Дорина еще не знает, но именно эти семь выстрелов и добивают Муссолини, уже дважды раненого в доме.

Окровавленного вождя итальянского фашизма с закрытым баклавой лицом двое партизан грузят в автомобиль с темными стеклами, припаркованный на заднем дворе за домом Мадзола. Кларетта не отпускает своего любимого, цепляясь за него, за его сапоги до последнего, пока и ее не скашивает пулеметная очередь. Наша Дорина видит, как уже завернутое в собственное пальто бездыханное тело любовницы Дуче грузят в тот же автомобиль.

На сей раз любопытство берет в Дорине верх над страхом – и она пытается следовать за ввтомобилем пешком, пока не натыкается в поле на двух партизан, которые убеждают девушку сменить маршрут утренней прогулки.

А автомобиль тем временем делает остановку в гараже при местной гостинице, а уже потом отправляется на Виллу Бельмонте, где происходит инсценировка расстрела.

Решение же выставить бездыханные тела Дуче и немецких офицеров на всеобщее обозрение на миланской площади продиктовано местью. Десятого августа прошлого года по приказу главы местной немецкой полиции пятнадцать итальянских партизанов публично казнены как раз на площади Лорето.

Однако, вернемся к Дуче и Петаччи: их останки были захоронены сначала на миланском Монументальном Кладбище, но пробыли там недолго. Уже в конце апреля 1946 года останки Муссолини были захоронены в Павие, а затем в 1957 году были переданы законной супруге вождя Донне Ракеле, которая принимает решение предать их земле на кладбище в Сан Кассьяно. А годом ранее, в 1956 году, адвокат семьи Петаччи добивается разрешения перезахоронить останки любовницы Дуче в семейной склепе на одном из римских кладбищ.

Вот так в Италии вместе с Дуче, «вождем», умер на миланской площади итальянский фашизм.

Но умер ли?

Сам Муссолини говорил, что «Не я создал фашизм, я извлёк его из подсознания итальянцев», “Io non ho creato il fascismo, l’ho tratto dall’inconscio degli italiani.”