Но в то время как есть много людей, которые разбогатеют за счет аренды различных форм, и много тех, кто разбогатеет, играя в игры с нулевой суммой, есть также значительное количество тех, кто разбогатеет, создавая богатство. А создание богатства, как источника экономического неравенства, отличается от принятия его — не только морально, но и практически, в том смысле, что его труднее искоренить. Одна из причин заключается в том, что различия в производительности труда ускоряются. Скорость, с которой люди могут создавать богатство, зависит от доступных им технологий, и она растет в геометрической прогрессии. Другая причина, по которой создание богатства является столь настойчивым источником неравенства, заключается в том, что оно может расширяться, чтобы вместить в себя множество людей.
Я за то, чтобы закрыть кривые способы разбогатеть. Но это не устранит большие различия в богатстве, потому что до тех пор, пока вы оставляете открытым возможность разбогатеть, создавая богатство, люди, которые хотят разбогатеть, будут делать это вместо этого.
Большинство людей, которые разбогатеют, имеют тенденцию быть справедливо управляемыми. Какими бы ни были их другие недостатки, лень обычно не является одним из них. Предположим, что новая политика затрудняет зарабатывание денег. Правдоподобно ли, что люди, которые в настоящее время идут в финансы, чтобы заработать деньги, будут продолжать это делать, но довольствоваться тем, чтобы работать за обычную зарплату? Причина, по которой они идут в финансы, не в том, что они любят финансы, а в том, что они хотят разбогатеть. Если единственный оставшийся способ разбогатеть — это стартапы, они начнут стартапы. У них это тоже хорошо получается, потому что решительность — главный фактор успеха стартапа. И хотя, наверное, было бы хорошо, если бы люди, желающие разбогатеть, переключились с игр с нулевой суммой на создание богатства, это не только не устранило бы большие вариации в богатстве, но даже могло бы их усугубить. В игре с нулевой суммой есть, по крайней мере, предел преимуществ. Плюс множество новых стартапов создадут новые технологии, которые еще больше ускорят вариации производительности.
Вариации в производительности — далеко не единственный источник экономического неравенства, но это его неисчерпаемое ядро, в том смысле, что у вас его останется, когда вы избавитесь от всех остальных источников. И если вы это сделаете, то это ядро будет большим, потому что оно будет расширено, чтобы включить в себя усилия всех беженцев. Плюс вокруг него будет большая баумолова полутень: любому, кто сможет разбогатеть, создав богатство за свой счет, придется заплатить достаточно, чтобы не дать ему этого сделать.
Вы не можете предотвратить большие колебания в богатстве, не мешая людям разбогатеть, и вы не можете сделать это, не мешая им начать стартапы.
Так что давайте проясним. Устранение больших вариаций богатства означало бы устранение стартапов. И это не кажется мудрым шагом. Тем более, что это означало бы только то, что вы ликвидировали стартапы в своей собственной стране. Амбициозные люди уже переезжают в полмира, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, и стартапы теперь могут работать из любой точки мира. Так что если вы не смогли разбогатеть, создав богатство в своей стране, люди, которые хотели это сделать, просто уехали бы и сделали это где-то в другом месте. Что, безусловно, дало бы вам более низкий коэффициент Джини, а также урок бережного отношения к тому, что вы просите.
Я думаю, что рост экономического неравенства — это неизбежная судьба стран, которые не выбирают ничего хуже. В середине 20-го века у нас был 40-ти летний срок, который убедил некоторых людей в обратном. Но, как я объясняла в "Рефрагментации", это была аномалия — уникальное сочетание обстоятельств, которое сжимало американское общество не только в экономическом, но и в культурном плане.
И хотя некоторый рост экономического неравенства, который мы наблюдали с тех пор, был вызван плохим поведением различного рода, одновременно наблюдался огромный рост способности индивидуумов создавать богатство. Стартапы почти полностью являются продуктом этого периода. И даже в мире стартапов за последние 10 лет произошли качественные изменения. Технологии настолько снизили стоимость стартапа, что учредители теперь имеют преимущество над инвесторами. Учредители становятся менее разбавленными, и теперь для них обычным делом является сохранение контроля со стороны совета директоров. И то, и другое еще больше усиливает экономическое неравенство, первое потому, что учредители владеют большим количеством акций, а второе потому, что, как узнали инвесторы, учредители, как правило, лучше управляют своими компаниями, чем инвесторы.
В то время как поверхностные проявления меняются, лежащие в их основе силы очень, очень стары. Ускорение производительности, которое мы наблюдаем в Силиконовой Долине, происходит уже тысячи лет. Если посмотреть на историю каменных инструментов, то технологии уже ускорялись в мезолите. Ускорение было бы слишком медленным, чтобы воспринимать его за одну жизнь. Такова природа левой части экспоненциальной кривой. Но это была та же самая кривая.
Продолжение следует.