Найти тему

"Азимут" - новый российский проект среднего траулера

Проект разработан отечественным бюро

В России львиная доля рыбопромыслового флота, который реализуется в рамках госпрограммы "квоты под киль", строится по зарубежным проектам. Например, норвежских коллег, голландских.

Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"
Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"

Исключением служит проект 170701 траулера от команды конструкторов "Наутик Рус". Серия этих траулеров сейчас строится на "Северной верфи". Да, есть определенное влияние из Исландии, но все-таки работают над проектами и документацией российские инженеры, которым очень близка исландская философия современного судового проектирования.

И пока все это движение набирало обороты, у всех в отрасли появлялся вопрос - а что, в России никто проектировать подобный флот не умеет? Ну да, убеждались все, не умеет. Откуда взяться компетенциям, которых никогда не было?

А кто-то при обсуждении этого вопроса вспоминал одно конструкторское бюро - КБ "Восток", которое как раз и специализируется на проектировании рыбодобывающих судов. Правда, многие про него забывали, потому что по их проектам сегодня не строится ни одно судно.

Однако, наверное, забывать о "Востоке" не стоит. Инженеры бюро действительно проектируют вполне жизнеспособные, современные суда. Например, остановимся на их последней новинке - проект "Азимут".

Судно проекта СРТМ58 предназначено как для вылова и заморозки рыбы, так и для ее переработки.

Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"
Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"

"Азимут" спроектирован под неограниченный район плавания, имеет класс РМРС КМ✪Ice3 Aut2 (REF) Fishing Vessel. В КБ "Восток" отмечают, что средний траулер гармонично сбалансирован как в части пропульсивного комплекса и энергетической установки (со сравнительно невысоким потреблением топлива при обеспечении заданной скорости хода и тяговых характеристик), так и по орудиям лову и рыбоперерабатывающему комплексу.

Остановимся на характеристиках "Азимута":

  • Длина наибольшая 58,9 м;
  • Длина между перпендикулярами 53,4 м;
  • Ширина наибольшая 12,5 м;
  • Высота борта до главной палубы 5,4 м;
  • Высота борта до верхней палубы 8 м;
  • Осадка по КВЛ 4,65 м;
  • Валовая вместимость 1500 регистровых тонн;
  • Автономность 45 суток;
  • Скорость 13 узлов;
  • Экипаж - 38 человек;
  • Мощность энергетической установки 2740 кВт. Конструкторы даже пометили, что в качестве ГД можно использовать машины производителей MAN, STX, Wärtsilä или Weichai;
  • Тяговое усилие на тралении 28 тс;
  • Мощность вспомогательного дизель-генератора 2х550 кВт;
  • Объем рефрижераторного трюма 690 м³;
  • Объем рыбомучного трюма 150 м³;
  • Объем цистерн для рыбьего жира 15 м³.

Что касается главного - оборудования рыбоперерабатывающего комплекса, то он обеспечивает выпуск мороженой продукции, кормовой рыбной муки и рыбьего жира при суточном вылове сырья около 110 тонн в сутки.

Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"
Траулер "Азимут" / Иллюстрация: КБ "Восток"

Для разделки рыбы установлены немецкие машины фирмы Baader.

Заморозка улова производится в плиточных морозильных с последующей глазировкой блоков и упаковкой их в ящики.

Как вам "Азимут"? Как думаете, жизнеспособен ли проект? И почему к КБ "Восток" не обращаются российские рыболовецкие компании?