Звезда. СССР, 1949/1953. Режиссер Александр Иванов. Сценарист Павел Фурманский (по одноименной повести Эммануила Казакевича). Актеры: Анатолий Вербицкий, Алексей Покровский, Ирина Радченко, Лидия Сухаревская, Олег Жаков, Александр Хлопотов, Николай Крючков, Василий Меркурьев и др. 28,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Иванов (1898-1984) поставил 18 фильмов, три из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. Одна из них – военная драма «Звезда», в 1949 году не пришедшаяся по вкусу И.В. Сталину и вышедшая в прокат только после его смерти в 1953 году.
Авторы «Краткой истории советского кино» писали, что повесть «Звезда» «приковывает интерес читателя остротой жизненных ситуаций, в которых оказываются мужественные и отважные герои, психологической тонкостью и лиризмом в обрисовке характеров. Фильм «Звезда», в общем, стоит на уровне литературного первоисточника» (Грошев и др., 1969: 345). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
В 1990 году киновед Александр Шпагин справедливо отметил, что «скромный фильм А. Иванова «Звезда» - произведение, непривычное для гигантообразной, велеречивой стилистики лент конца 40-х годов. … Но даже в лучших лентах второй половины 40-х годов незримо присутствовала тень ограниченно-лозунгового оптимизма и культовой прямолинейности. «Звезда» резче других лент выламывается из общей картины тогдашнего кинематографа. … В «Звезде» проступает неоднозначность ситуаций, волнуют простота и естественность языка, образно-метафорические находки, далекие от лобово-контрастных метафор тех лет, вроде бы здесь и случайные, но задевающие за живое и по сей день. Лента переходная. Но драма была в том, что переход этот с предощущением нового, разлитым по всей картине, был совершен в абсолютно непереходное время. … От «Звезды» тянется нить к «Балладе о солдате», «Третьей ракете», «Живым и мертвым», «В бой идут одни «старики». А потом уже и к «Торпедоносцам», «Иди и смотри», хотя это будет и другой взгляд, и другая форма, и другая стилистика. В «Звезде» — налет «пацифизма», «абстрактного гуманизма», ненавистных в те годы, в ней вместо торжественно-победоносных шествий под знаменем великого Сталина возврат к человеческим ценностям. … Но «Звезда» все же вырвалась из тисков тоталитарного искусства. И она жива. Не стоит ее забывать» (Шпагин, 1990: 16-19). Шпагин А. Свет неугасшей «Звезды» // Искусство кино. 1990. № 5. С.16-19.
Уже в XXI киновед Лидия Кузьмина писала, что «тяготея к каноническому искусству 30-х гг., склонному к назидательности и типизации, режиссер несколько засушил литературную первооснову, которая дышала жизнью. Однако для кинематографа его картина была глотком свежего воздуха: в то время когда официальная версия Отечественной войны канонизировала на экране стратегию генералитета, режиссер возвращал в кино здравый смысл и историческую справедливость со всей убежденностью человека, когда-то прошедшего войну. Заговорил о ее главном герое – солдате» (Кузьмина, 2010: 192). Кузьмина Л. Иванов Александр Гаврилович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С.190-193.
Итак, это были мнения киноведов
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020