Удивительно, но поезда, почему-то прочно ассоциирующиеся с со славным индустриальным прошлым, всегда нахоятся в авангарде технологических революций. Сегодня это один из самых быстрых и безопасных способов передвижения. Поезда первой в мире коммерческой железнодорожной линии на магнитном подвесе «Шанхайский маглев» (от англ. magnetic levitation — «магнитная левитация») способны развивать скорость до 430 км/ч. Между Наполи и Миланом курсируют составы AGV со скоростью 350 км/ч. И хотя максимальная конструкторская скорость российского «Сапсана» не превышает 300 км/ч, это тоже довольно быстро в сравнении с машинами.
В будущем поездов четче всего просматриваются два магистральных пути: развитие технологий магнитного подвеса по примеру «Шанхайского маглева» и совсем фантастический, но не менее реальный — наподобие предложенной Элоном Маском концепции Hyperloop. Идея вакуумного поезда пришел в голову изобретателю в 2012 году и вскоре была представлена общественности в виде бумажной альфа-версии проекта, размещенной в свободном доступе, так как сам Маск не собирается участвовать в ее реализации. Предполагается, что новое транспортное средство будет заметно быстрее любого поезда и самолета и сможет развивать скорость до 1220 км/ч.
Концепция вакуумного поезда была впервые предложена русским инженером Борисом Вайнбергом в 1914 году, но с тех пор так и оставалась лишь красивой идеей. Этот способ перемещения предполагает движение состава в режиме магнитной или пневматичской левитации внутри труб, из которых выкачан воздух. В теории лишенный трения путь позволяет развивать скорость в районе 5000 км/ч, но даже ⅕ от этого числа хватит для настоящей революции в индустрии. Пока все предыдущие попытки создать вакуумный поезд упирались в дороговизну туннелей, но похоже совсем скоро это ограничение потеряет актуальность. Первые полевые испытания технологии Hyperloop назначены на лето 2016 года. Создание системы происходит в режиме конкурсов, в которых участвуют инженерные команды со всего света. Помимо Hyperloop, существуют и другие пневматические, магнитные системы транспортного сообщения. Среди многообещающих проектов можно выделить маглев SkyTran Дугласа Малевицки, который совсем скоро запустится в Тель-Авиве при поддержке NASA.