Хотим представить вашему вниманию сегодня стройную изразцовую печь в лаконичном белом исполнении со сложными орнаментальными рельефами в византийском стиле от нашей мастерской керамики "Русская Майолика".
Перед нами была поставлена задача изготовить элегантную печь, которая вписалась бы в интерьер старомосковской «профессорской» квартиры, но была бы сложнее по своему декору, чем обычные городские голландки начала XX века.
Для этой печи был изготовлен индивидуальный комплект форм для изразцов со своими размерами.
Первоначально планировалась нежная роспись верхнего изразцового фриза и «короны» печи, однако в процессе изготовления был разработан настолько сложный изрезанный орнамент карнизов и изразцов, что от росписи решили отказаться, посчитав ее чрезмерной.
Интересно происхождение орнамента на изразцовом фризе печи. Впервые мы увидели этот орнамент в Сборнике Византийских и древнерусских орнаментов из собрания князя Г.Г. Гагарина в издании 1887 года. Это была зарисовка орнамента серебряного оклада с иконы Спасителя в Анчисахте XIV века.
Пораженные тонкостью и одновременно сложностью плетения, мы предложили заказчице повторить этот рисунок в глине, что она одобрила. Так и родилась наша «Византийская» серия изразцов с роскошной узорчатостью орнамента, состоящего из переплетения растительных побегов и геометрических фигур.
Румповые изразцы в византийском стиле, образующие сложный рельефный фриз с растительным орнаментом.
Особенностью византийского орнамента является роскошная узорчатость, состоящая из переплетения растительных побегов в сочетании с геометрическими элементами: кругами, шариками, треугольниками и т.д.
Сложные линии орнаменталистики, образующие единое пространство с ковровым заполнением, были заимствованы у персов и наложились на элементы эллинской стилистики. Главенствующим растительным мотивом стали стилизованные лилии, аканты, пальметы и другие элементы, нашедшие позднее более аскетичное отражение в романском и других европейских стилях.
Кроме причудливо изрезанного изразца, в котором растительный орнамент переходит с плитки на плитку и составляет бесконечный декоративный фриз, в серии присутствует угловой элемент, полностью повторяющий рельеф изразца и продолжающий орнаментальную полосу.
В добавление к двум упомянутым элементам есть полукруглый угол на 90 градусов, по краям которого повторяется верхний орнамент изразца с одной стороны и линия из объемных шариков с другой.
Наши византийские изразцы наиболее эффектно смотрятся в майоликовой полупрозрачной глазури, когда в углублениях рельефа глазурь имеет более плотный и темный слой, а на гранях более тонкий и светлый.
Интересно также частичное расцвечивание плиток с тонированием глазурями, образующими кракелюры. Тогда изразец становится похож на старинное драгоценное изделие, как будто доставшееся по наследству от знатных предков.
_____________________________________________
Подписывайтесь на наш канал о мире керамики!
Источник: Мастерская "Русская Майолика"