Что ж… Перейдём к неблагодарному делу каталогизации киноадаптаций Цвета Из Иных Миров. В хронологическом порядке, естественно! Первым в списке стоит Умри, Монстр, Умри! / Die, Monster, Die! (1965), одна из немногих режиссёрских работ американца Дэниела Хэллера. До этого знаменательного момента он сотрудничал с самим Роджером Корманом над экранизациями произведений Эдгара Алана По, и, например, Падение Дома Ашеров (1960), а также Колодец и Маятник (1961) – да, Корман снимал быстро – были успешны в прокате.
Умри, Монстр, Умри! – это достаточно вольная интерпретация произведения Лавкрафта. Да, в фильме есть метеорит. Да, он также как и в оригинале сводит с ума и вызывает мутации, но само обрамление истории изменено на корню. Это неплохой фильм с рядом признаков характерных для той эпохи, но он не передаёт дух литературного первоисточника. Версия Хэллера – это детектив, это ужасы, это в каком-то смысле экшен, но фильм почти не обладаем качествами, которые мы ищем в произведениях Лавкрафта. Роль любознательного американского исследователя, решившего навестить в Англии родителей невесты, исполнил американский актёр украинского происхождения Ник Адамс, мало известный современному зрителю в виду его ранней смерти – он ушёл из жизни в 36 при не до конца выясненных обстоятельствах. Параноидального отца невесты Наума Уитли исполнил гениальный Борис Карлофф, его мутировавшую жену – Сюзан Фармер, в роли самой невесты американца выступила Фрэда Джэксон. В отрыве от концепции Цвета Из Иных Миров фильм неплох, в нём есть пара криповых ходов, но у ценителей эстетики космического ужаса, он вызовет, скорее, недоумение. Готический особняк, заменивший ферму, прекрасен, но он сам по себе задаёт совершенно другой эстетический тон нежели ожидает читатель.
Проклятие / The Curse (1987) – это режиссёрский дебют актёра Дэвида Кита. Из условных знаменитостей на площадке был замечен характерный актёр Клод Эйкинс. Ну что ж, этот сценарий близок к идее Лавкрафта, хотя, откровенно говоря, снят топорно. Если честно, в Проклятии сложно найти какие-то по-настоящему сильные решения или привлекательные образы, поэтому не будем терять время. Мне понравилась музыка к фильму, даже в отрыве от сюжета она воскрешает в памяти характерные саундтреки фильмов из 80ых и поддерживает некое подобие напряжения… В отличии от сцены с курами-людоедами. Зачем только они это сделали…
Тем мужчинам в полном расцвете сил, у кого буквосочетания VHS вызывает культурную эрекцию, Проклятие может быть рекомендовано. Культистам Ктулху и чувствительным поклонникам высокого киноискусства будет правильнее распределить своё время рационально и избежать просмотра этой ленты или сбалансировать её Чужие Среди Нас / They Live (1988) в конце концов. Пора бы уже раскрыть глаза на происходящее.
Годы шли, а на экранизацию Цвета Из Иных Миров денег никто никому не давал. В этой тревожной обстановке родились две аутентичных и малобюджетных вариации на тему. Первая – итальянский фильм ужасов Цвет Из Тьмы / Colour Out Of Dark (2008). Никому неизвестный режиссёр Иван Зуккона и, по крайней мере, неизвестные мне и википедии актёры сняли за сто тысяч долларов историю, действительно напоминающую оригинал. Действие перенесено в Италию времён Второй Мировой Войны (нет, батальных сцен здесь не будет), вместо научного происхождения Космического Ужаса проблема показана через призму христианского мировосприятия… Да и вся эта пастораль солнечной Италии… она не бьётся с теми образами, которые прочно сидят в голове с момента прочтения рассказа. Надо быть достаточно мотивированным, чтобы вдумчиво посмотреть Цвет Из Тьмы, хотя семейная драма выведена в кинокартине до обиды убедительно.
Немецкий Цвет / Die Farbe (2010), даром, что снят почти полностью на чёрно-белую плёнку, производит впечатление наиболее уважительного подхода к первоисточнику. Во-первых, сюжет экранизации близок к оригиналу. Во-вторых, картина снята, как бы это излишне образно не прозвучало, с немецкой аккуратностью, и низкий бюджет компенсируется не только энтузиазмом, но и несколькими выразительными режиссёрскими находками. Давящая атмосфера невыразимого ужаса в Цвете усилена гнетущим саундтреком, и при всей камерности фильма и его ретро-антуражу, можно считать его отличным примером честной и умеренно удачной работой на территории независимого кино. Приз зрительских симпатий – строго немцам.
Ну и раз мы сегодня столкнулись со, скажем так, неформальными проявлениями поклонения гению Лавкрафта, закончим сет мини-альбомом техасской психоделической doom / stoner команды From Beyond The Colour Out Of Space. Немного космической грязи и неряшливого тяжёлого блюза на ночь.
Цвет Из Иных Миров, ч.1 - нет у фермера забот, погублен урожай и скот (с Ningen-Isu и Oxen)
Цвет Из Иных Миров, ч.3 – Николас Кейдж в кино для взрослых