Жизнь и смерть в битве викингов зависели не от военного мастерства, а от благосклонности валькирий. Почему эти мифические фигуры, которые решили судьбу воина, женщины?
Битва при Фитьяре, сражавшаяся на юге Норвегии в 961 году, была борьбой между королем Хаконом «Добром», когда-то приемным сыном короля Англии Тельстанским, и его племянниками, сыновьями Эрика «Кровавый топор». Эпоха викингов была бурным периодом как в Скандинавии, так и на обширных землях, которые путешествовали викинги. Согласно циклу норвежских саг 13-го века, Heimskringa, братья предпринимали регулярные, если неуспешные, попытки претендовать на норвежский трон в течение многих лет. Хотя Хакон снова отразил их вызов, Фитджар станет его последней битвой. Вскоре он должен был умереть от своих ран.
Стихотворение под названием Hákonarmál (Слова о Hákon), составленное в память о мертвом короле поэтом в его свите, приписывает его судьбу воле двух валькирий, Гондул и Скогул. В стихотворении говорится, что, хотя пара решила одержать победу на стороне Хакон, они потребовали самого лидера для Одина, скандинавского бога войны. Другими словами, исход битвы не был определен военной тактикой или мастерством: скорее, победа и личное выживание зависели от более высокой силы. Викинги - широко известные как мужские боевые машины, которые не знали страха - воспринимали эту силу как женщину.
Хакон, который провел большую часть своей юности при Этельстанском суде в Англии, был одним из первых, кто принял христианство в Норвегии, но Хаконармал погружен в языческие верования, на которые большинство его подданных все еще подписывалось. В норвежской системе верований валькирии были сверхъестественными женщинами, которые определяли, кто жил и умер на поле битвы. Впоследствии они отвезут отобранную группу убитых воинов верхом в зал Одина, Вальхалла, где они присоединятся к эйнхерджару, исключительной свите, которая борется за спорт днем и праздником ночью. Легко увидеть достопримечательности такой загробной жизни, в которой человек никогда не голодает, а драка - это развлечение без последствий, по крайней мере для тех, кто принадлежал к классу воинов.
Эдда, учебник о скандинавской мифологии, написанный в 13 веке исландцем Снорри Стурлусоном, утверждает, что валькирии подали напиток павшим воинам в Вальхалле. Но более старые источники, которые ближе к тому, что думали и считали викинги, обычно подчеркивают воинственные аспекты валькирий и их влияние на жизнь и смерть. Поэты-викинги называют их «девушками-мечами», «девами-копьями» и «богинями копья / меча». Одно стихотворение, сохраненное в саге Ньялса, даже визуализирует битву как земное проявление ткачества валькирий в потустороннем мире, используя оружие в качестве инструментов и кишки в качестве пряжи.
Валькирии обладают способностью одержать победу одной из воюющих сторон, способностью, описанной в описании битвы как «суждение Гондюля», метафора, которая сравнивает столкновение двух армий с судом, где обе стороны оспаривают только одну сторону В конечном счете, судья Валькирия дает победу. Фигура валькирии вызывает вопросы. Куда бы мы ни смотрели в истории викингов, будь то саги, мифы, изображения камней или археология, война викингов - сфера, в которой доминируют мужчины. Почему же тогда викинги считали, что существа, которые руководили битвами и принимали решения о том, кто должен умереть, были женщинами?
Один ответ возникает, если мы рассмотрим ситуацию с точки зрения короля викингов. Царям нужно было собрать большие толпы людей, готовых сражаться и, возможно, умереть за них. Им нужно было, чтобы их воины согласились с тем, что смерть на поле битвы была скорее желательной, чем ужасающей. Наряду с выдачей даров и титулов, короли добились этого, взращивая военную идеологию, отчасти благодаря тому, что поэты служили на их службе, работа которой заключалась в том, чтобы писать стихи, пропагандирующие героический менталитет воина.
Hákonarmál является частью этой норвежской традиции, наслаждаясь славой и очарованием войны. Поэт подчеркивает доблесть и умелое сражение короля, и описания битвы - лязг мечей, столкновение щитов и кровопролитие - яркие. В конце концов решение Гондул и Скогул выполняется, и валькирии едут в Вальхаллу, чтобы объявить о скором прибытии короля. Обладая глубокой властью над смертью, валькирии играют свою четко определенную роль в пропаганде, призванной убедить людей пожертвовать своей жизнью или жизнью других. В мифах о валькириях мы видим попытку поднять банальность войны - сделать боль и страдания, потерянные конечности и уродства, груды безжизненных тел славными и стоящими. Случайность того, кого поражает летящее копье или стрела, а кого нет, рационализируется как судьба и удача воина, преднамеренный выбор сверхъестественного существа, посылаемого Одином.
Несмотря на стереотип о викингах как о бесстрашных воинах, валькирия также связана с опасениями, которые некоторые из этих людей могли испытывать по поводу начала войны, возможно, в течение многих лет, когда многие оставляли своих жен и семью. Hákonarmál открывается поразительным изображением двух валькирий, отправляющихся в бой, когда он вот-вот начнется, прежде чем быстро перейти к героическому портрету короля и его армии, размахивая копьями, летая по королевскому стандарту. Однако после битвы, когда смертельно раненый король истекает кровью, он беседует со Скогулом, спрашивая ее, почему все произошло так, как они.
Трудно сказать, намерен ли поэт выразить слова Хакона, чтобы выразить недоверие, гнев или разочарование, но его утверждение о том, что «мы были достойны выгоды от богов», говорит о том, что царь чувствовал себя тяжело совершенным. Эта двойственность может объяснить, почему поэты иногда принимают валькирию в более мягком направлении, представляя ее изящной и привлекательной. Например, поэма Hrafnsmál («Слова ворона») рассказывает о великолепных военных успехах другого норвежского короля в разговоре между вороном и эфирно красивой валькирией. У нее светло-русые волосы и светлая кожа. Другие поэты представляли Валькирию как безумного любовника, жаждущего романтического и сексуального присутствия воина, даже когда он труп. В стихах о легендарном воине Хельги «Охотнике за убийцами» его невеста, валькирия Сигрун, не хочет, чтобы он умер, вместо того, чтобы выполнять свою роль и осуждать его до смерти, она парит в небе во время сражений и защищает его. Следовательно, валькирия воспринимает Одина не как своего лидера (как это принято), а скорее как ее соперника за преданность и внимание Хельги. Хотя Хельги пленен валькирией, их последующий брак, кажется, заставляет Сигрун терять свои силы и, таким образом, свою привлекательность. Когда он, наконец, умирает в бою, она пытается заставить своего мужа остаться в его кургане в состоянии нежити, чтобы они могли продолжать оставаться вместе. Всегда воин, Хельги выбирает Одина и Вальхаллу в загробной жизни с Сигруном.
Отношения Хельги и Сигруна намекают на напряженность, присущую жизни воина, с противоречивыми требованиями и верностью своему королю и семье. Таким образом, мифическая валькирия говорит нам кое-что о скандинавском обществе за пределами войны, а именно, что женщины имели свободу действий и считались важными. Хотя фактические данные свидетельствуют о том, что женщины не были равны мужчинам на структурном уровне, саги и стихи часто изображают их в качестве доверенных советников своих мужей. Некоторые доминируют над своим мужским родом - к лучшему или к худшему - побуждая их брать оружие или смягчая их, прежде чем они усугубляют кризис. В любом случае, они не бессильны. Женщины часто были похоронены в великолепии, и их статус также подтверждается свидетельством наличия рунных камней - памятных камней, поднятых в общественных местах, - которые иногда финансируются женщинами. Валькирия, центральная концепция эпохи насилия викингов, не существовала бы и не имела бы такой привлекательности, если бы у нее не было какой-либо основы культуры, из которой она вышла.