- Если бы не наши маленькие друзья с восемью ногами, у нас не было бы сельского хозяйства. Верно - по словам эволюционного биолога Микеля Арнедо из Университета Барселоны, мы, люди, не имели бы продовольственных культур без пауков, потому что "...насекомые съели бы их всех".
- Значит, у пауков есть рефлекс на еду, и мы, люди, случайно получаем выгоду.
- И они сочетают это зрение с впечатляющей памятью и умением считать.
Если бы не наши маленькие друзья с восемью ногами, у нас не было бы сельского хозяйства. Верно - по словам эволюционного биолога Микеля Арнедо из Университета Барселоны, мы, люди, не имели бы продовольственных культур без пауков, потому что "...насекомые съели бы их всех".
Значит, у пауков есть рефлекс на еду, и мы, люди, случайно получаем выгоду.
Но последние исследования показывают, что пауки - это нечто большее, чем просто пучок рефлексов. Они могут планировать будущее, они делают и используют инструменты, и - удивительно - они могут считать.
И, к сожалению, большинство из нас реагирует на пауков своим собственным рефлексом - пытаясь убить их.
Тем не менее, пауки очень успешны. На каждом квадратном метре суши обитает более 48 000 различных видов пауков, а в среднем на каждом квадратном метре суши обитает около 130 пауков.
Сейчас пауки существуют уже очень давно. Они делают шелк уже почти 400 миллионов лет. Этот шелк выходит из определенных органов на теле, называемых спиннеретами.
И шелк - хорошая отправная точка для того, чтобы оценить, насколько умен паук на самом деле.
Пауки могут сделать паутину, которая невероятно эффективно заполняет пространство, избегая препятствий и ловя пищу. И все же большинство пауков почти полностью слепы. Так как же они планируют пространство, которое им нужно заполнить своей паутиной?
Ну, многие пауки начинают свою паутину с того, что выбрасывают горизонтальную линию через промежуток, а затем они планируют пространство для своей паутины, спускаясь и поднимаясь из многих мест на этой горизонтальной линии. Это удивительно, потому что до недавнего времени мы думали, что только птицы и млекопитающие могут мысленно представлять пространство и делать то, что технически называется "когнитивной картой".
И еще кажется, что пауки могут думать наперед.
Они будут менять размер и форму своей паутины, например, если у них заканчивается шелк, или если температура падает. И, основываясь на прошлом опыте, они будут регулировать натяжение и липкость конкретных нитей в паутине, и даже складывать лишние нити, если в прошлый раз что-то большое пробило паутину.
Таким образом, паутина - это не то, что создается автоматически, по примитивным рефлексам, каждый раз одним и тем же способом, а скорее, паутина постоянно меняется и совершенствуется.
Это удивительное поведение, особенно если учесть, насколько мал мозг некоторых пауков на самом деле! Некоторые пауки-шербовники весят менее одной тысячной доли грамма, а мозг - это ничтожная доля этого.
Один Прыгающий Паук из рода Portia может делать удивительные вещи со своим мозгом. Теперь эти пауки маленькие - обычно меньше одного сантиметра в длину. И они не ждут в паутине, чтобы поймать еду. Они "атакуют пауков" - они нападают и едят других пауков - до двух раз больше! Как микроскопические кошки, они бесшумно бродили по пейзажу в поисках еды - так что, в отличие от других пауков, у них отличное зрение.
И они сочетают это зрение с впечатляющей памятью и умением считать.
В одном замечательном исследовании ученые посадили одного паука Порши на башню на крошечном островке в крошечном озере (ок ... луже!), окруженном сушей.
Теперь пауки Порши не любят промокания. Поэтому экспериментаторы проложили две плавучие дорожки через озеро. А за пределами озера, на суше, они поместили еще одного паука, чтобы Порша поела на другой башне. Но (и вот немного умного дизайна), когда Порша спустилась вниз по башне, она потеряла из виду свой потенциальный ужин. Поэтому ему пришлось использовать свою память.
Первый эксперимент.
Один плавучий путь привел к ужину, а другой - нет. Порша могла видеть это со своей башни. И после того, как он спустился вниз по башне, он всегда помнил, какая дорожка ведет к ужину. Да, Порша вспомнила свою карту разума.
Второй эксперимент.
На этот раз обе плавающие дорожки привели к ужину, но одна была короче. И, да, Порша выбрала более короткий путь. Опять же, Порша запомнила карту.
Третий эксперимент... и это связано с "подсчетом".
Теперь этот эксперимент опирается на нечто хорошо известное психологам: внезапная пауза в деятельности - это индикатор "смятения" или "неожиданности".
Итак, возвращаясь к нашему пауку Порши. На его башне он видит несколько пауков, которые ждут, когда их съедят на другой башне. Так что он спускается со своей башни, пересекает воду, прибывает на ужин - но за это время экспериментаторы изменили количество пауков, ожидающих, чтобы их съели. Их может быть больше, а может и меньше... Но суть в том, что их количество другое.
И вот что: паук Порша внезапно останавливается. Он ожидал определенного числа, но не нашел их. Да, это действительно говорит о том, что пауки могут считать.