Если совсем кратко, обращение аккордов - это перенос ноты в составе аккорда из одной октавы в другую. В чем практическое значение обращений? Допустим, мы играем на пианино и у нас есть последовательность из двух аккордов – С и Е.
Вместо того, чтобы перемещать полностью всю руку с одного аккорда на другой, можно просто переместить ноту «си» в составе аккорда Е на октаву ниже:
Таким образом, мы получим первое обращение аккорда Е, а чтобы сыграть последовательность из двух аккордов, достаточно сместить только один палец на клавиатуре.
Нотный состав получившегося аккорда будет идентичен стандартному Е. Обратив еще одну ноту, получим второе обращение аккорда Е. Третье обращение даст нам тот же самый аккорд, но целиком на октаву выше или ниже.
Однако, обращение нарушает правила построения базового аккорда – изменяет нижнюю, басовую ноту и изменяет интервалы внутри аккорда. Попросту – он звучит немного иначе, хоть и сохраняет свою функцию в мелодии. А значит, вне контекста и гармонии, такой аккорд может быть интерпретирован иначе, от новой тоники. Также следует помнить, что большое количество обращений может изменить аккорд до неузнаваемости, и он вообще выпадет из нашей гармонии. Особенно это ярко заметно на аккордах, состоящих из четырех нот (например, септаккорды) или больше.
Обращение интервалов
Если мы возьмем от ноты С интервал квинту вверх, то получим ноту G. А если отложим от той же ноты С интервал кварту вниз, то тоже попадем в G, но другой октавы. Также это можно интерпретировать через следующую схему: Тоника + квинта + кварта = октава. То есть, отложив от ноты интервал в квинту и добавив кварту, мы получим октаву. Это называется обращением интервалов.
Таблица обращения интервалов:
малая секунда ↔ большая септима (1+11)
большая секунда ↔малая септима (2+10)
малая терция ↔ большая секста (3+9)
большая терция ↔малая секста (4+8)
кварта ↔квинта (5+7)
В следующей статье будем говорить об уменьшенных и увеличенных трезвучиях и закончим краткий обзор аккордов.