Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Nduduzo Makhathini - "Modes of Communication: Letters From The Underworlds"

Nduduzo Makhathini

"Modes of Communication: Letters From The Underworlds"

(Blue Note, 2020)

"Блю Ноут" презентует пианиста Ндудузо Махатини как первого южноафриканского артиста в истории лейбла. Но это утверждение верно лишь отчасти: контракт у Ндудузо заключен с местным отделением "Юниверсала", а "Блю Ноут" по заданию гиганта занимается его продвижением на американском рынке. Услужливый маркетинг "Ноута" не должен вводить в заблуждение: Махатини - музыкант мирового уровня, давно переросший подобную сервильную подачу.

У Махатини полный порядок и с технической выучкой, и пониманием джаза, и композиторским чутьем. Манерой исполнения он напоминает одновременно Абдуллу Ибрагима и Маккоя Тайнера. Честно говоря, пианиста с такой естественной мощью и пластикой со времен Маккоя и не появлялось. Попытки "дать Тайнера" случались не раз, но Махатини, пожалуй, первый, кто выдерживает это сравнение без снисходительных оговорок. Вдобавок у Махатини тайнеровский размах сочетается с тонкой душевной теплотой (отсюда и сравнение с Ибрагимом), которая добавляет его плотному саунду обаятельной искренности.

Впрочем, для Махатини модальный джаз времен Тайнера и Эндрю Хилла, так же как и южноафриканский джаз 60-х - 70-х стоит рассматривать скорее как точку подскока. Да, Ндудузо играет мейнстрим, но это не перелицовка старых достижений, а самобытная и своевременная музыка. К тому же, опыт Махатини с восемью сольными альбомами и двумя релизами с Shabaka And The Ancestors, вполне достоин того, чтобы рецензируя новую пластинку, искать связи и сравнения не в чужом прошлом, а внутри собственной дискографии.

Так вот, сложностью языка, насыщенностью аранжировок и утонченной полистилистикой "Modes Of Communication" сильнее всего напоминает дебютный альбом "Mother Tongue". Та же горячая красота, та же природная сила и ясность высказывания. На протяжении всего альбома Махатини своей игрой подзаряжает состав: ритм-секция звучит плотно и изобретательно, а саксофонный дуэт Логана Ричардсона и Линды Сикхакане заставляет вспомнить о временах расцвета Эйзара Лоуренса и Фэроу Сандерса.

Альбом "Modes Of Communication" оказался настолько убедительным и цельным высказыванием, что ярлык "Ноута" про "первого южноафриканского артиста" выглядит еще более устаревшим и нелепым. Ндудузо Махатини - главный артист "Блю Ноута" прямо сейчас.