Некоторые авторы, несмотря на наличие явно графоманских наклонностей и избыточное трудолюбие, никак не могут выбиться даже в первую сотню популярных писателей. Другие же, написав одно-единственное произведение, сразу «попадают в десятку»! Такова оказалась Эмили Бронте, написавшая свой «Грозовой перевал».
Что интересно, ее роман сначала был воспринят читающей публикой буквально «в штыки». Однако, понадобилось совсем немного времени для того, чтобы ситуация кардинально изменилась. «Грозовой перевал» стал культовым произведением. Его начали ставить на театральных подмостках. Когда же появилось кино, его начали экранизировать в самых разных странах.
Восхваление романа началось с сестры Бронте — Шарлотты. Однако, она же стала и первым критиком «Грозового перевала». Именно Шарлотта стала автором предисловия ко 2-му изданию книги в середине позапрошлого века. При этом сестра Бронте не считала, что роман обладает всеми теми достоинствами, что являются неотъемлемой частью серьезного литературного произведения. Так, она думала, что такой герой, как Хитклиф, по сюжету был не нужен…
Между тем «Грозовой перевал» до сих пор остается весьма актуальным произведением. На то есть две важных причины: во-первых произведение оказалось весьма точным и откровенным в описании подробностей тогдашнего общества и людских взаимоотношений в более раннюю эпоху, во-вторых роман имеет неоспоримые литературные достоинства, такие как стиль изложения и «качество» текста, которые приподнимают его над обыденностью и дают полное право причислять «Грозовой перевал» к «когорте» лучших произведений, написанных за всю историю человечества.
То, как в романе изображаются женщины, общество, классы, выглядит иначе, чем сейчас. Однако, межличностные отношения остались все те же. Люди так же, как и 170 лет назад, хотят любить и быть любимыми, так же эмоционально реагируют на сложности, возникающие в их жизни… А нынешний читатель готов сопереживать не только главным героям, но и персонажам второго плана «Грозового перевала».
Роман Эмили Бронте получился не только весьма романтическим. Он стал настоящей авторской презентацией на тему жизни, любви и взаимоотношений. Большинство критиков «без ума» от образности и вокабуляра Эмили. Они искренне уверены, что роман великолепен. Более того, критики утверждают, что это не что иное, как поэтическое произведение, замаскированное под прозу. Ведь эта лирика имеет четко выраженный стиль и структуру, которая представляет собой упорядоченные пары: 2 поколения, 2 семейства, 2 пары детей.
Эмили Бронте использовала своих героев для глубокого исследования Добра и Зла, страстности и рационализма, эгоистичности и альтруизма, преступления и наказания… Все эти понятия в романе переплетены между собой самым причудливым образом и «выходят наружу» по мере развития сюжета. Кроме того, писательнице удалось создать настоящий Трактат о роли женщин в классовом обществе, который вполне применим и к современному социуму.