Найти в Дзене
Записки психолога

Факторы риска профессионального выгорания

Оглавление

Продолжаем актуальную тему для многих людей, уже сейчас чувствующих, что они устали. Для некоторых из нас стало испытанием перейти с оффлайн-работы к удалённой работе.

В чём причина? Я думаю в том, что людям порой сложно разделить дома рабочее и нерабочее время. А границы должны быть. В итоге работа растягивается на целый день и у человека не остаётся время на отдых.Но с этим можно справится. Об этом и о многом другом мы поговорим в сегодняшней статье. Если я что-то упущу, то обязательно напишу об этом в следующей статье.

В предыдущей статье мы разбирали общие стадии профессионального выгорания, в этот же раз мы поговорим о стадиях профессионально выгорания педагогов.

(за основу я взяла довольно интересную статью на эту тему на одном из сайтов)

Можно выделить 3 основных стадии:

Первая стадия характерезуется появление проблем в познавательной сфере и произвольного поведения. Учителя могут забывать о том, внесли ли они нужную запись в документацию, задали ли ученику планируемый вопрос, ответил ли ученик на этот вопрос. Также могут наблюдаться сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.

В связи с этим учитель начинается боятся ошибиться, что приводит к повышенному контролю и многократной проверке выполнения рабочих действий. Повышается уровень нервно-психического напряженности.

Вторая стадия характерезуется снижением интереса к профессиональной деятельности и желания с кем-либо общаться (коллеги, родные и друзья).

Могут появятся фразы на подобии: «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо».
-2

На протяжении недели у учителя повышается апатия, появляются устойчивые соматические симптомы:

  • нет сил ни на что, пропадает энергия, особенно к концу недели;
  • частые головные боли (по вечерам или в рабочее время);
  • «мертвый сон без сновидений»;
  • человек начинает чаще болеть простудными заболеваниями.

Кроме того повышается уровень раздражительности, учителей начинает раздражать любая мелочь.

Третья стадия — это личностное выгорание. Характерезуется полной потерей интереса к работе и жизни в целом. Появляется эмоциональное безразличие, отупление, ощущение постоянного отсутствия сил, а также пропадает желание видеться и общаться с людьми.

Всё что ранее интересовало человека в этот момент становится для него бессмысленным и незначительным. Ощущается внутренняя пустота. Мир теряет краски, становясь блёклым.

Важно!

  • особенно опасно выгорание в начале, так как «выгорающий» учитель обычно не осознает, что с ним происходит;
  • в начале развития профессионального выгорания людям легче заметить происходящее со стороны и помочь;
  • выгорание легче предупредить, чем лечить;
  • стоит обращать внимание на факторы, способствующих развитию профессионального выгорания.
-3

Если говорить о факторах выгорания, то обычно выделяют внутренние и производственные (организационные) факторы.

Внутренние факторы

Если верить исследованиям в области выгорания , то работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы.

Причина склонности к выгоранию более молодых специалистов связана с эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновение с реальной действительностью, не соответствующей с их ожиданиями.

Также есть существует связь между семейным положением и выгоранием.

Например:

  • больше всех предрасположены к выгоранию люди, не состоящие в браке (особенно мужчины);
  • холостяки более предрасположены к выгоранию, чем разведённые мужчины;

Но одними из основных причин являются личностные качества человека.

Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

Многие авторы, затрагивающие тему выгорания считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Именно поэтому учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания.

Если учитель владеет активной тактикой сопротивления стрессу, он имеет низкий уровень выгорания.

Также была обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля».

А. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля.

Б. Если же человек имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.

Я думаю, вы догадываетесь какой из этих двух типов людей более склонен к профессиональному выгоранию. Речь идёт о первом типе.

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.

К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения).

-4

К выгоранию склонны люди, которые предъявляют к себе высокие требования. Некоторые из таких людей считают, что их труд — это предназначение, миссия, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы

  • развитию выгорания может способствовать неопределённость или недостаток ответственности;
  • многочасовая работа;
  • работа не оценивается должным образом;
  • порученная работа не соответствуют реальности (слишком короткие сроки, требуются спец.навыки, которых нет и т.д.);
  • повышенная нагрузка, сверхурочная нагрузка;
  • возникновению выгорания способствует глубокий контакт с учениками и острота их проблем (сильная вовлечённость);
  • внутриличностный конфликт и острый психологический стресс на работе.
В.В.Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Что поможет?

  • возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание;
  • перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер (уровень выгорания может частично повысится через 3 дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели);
  • важная социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи и друзей; особенно значимой является поддержка администрации;
  • стимулирование сотрудников долго соотносится с затраченным ими трудом и трудом своих коллег;
  • важная обратная связь, иначе мы релаксируем, волнуемся, сворачиваем в работе в сторону, сдаёмся;
  • необходимо периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания, это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

В следующей статье мы продолжим тему и разберём подробней тех, кто находится в зоне риска выгорания и то, что поможет с ним справиться или же не допустить.

Автор: Александра Раздьяконова