Фильм Охотник на Оленей (1978) спровоцировал много кривотолков и критики, ведь в нём показали войну во Вьетнаме, как некоторым показалось, однобоко.
Несмотря на это кинолента собрала отличную кассу и получила 9 номинаций на премию Оскар, из которых взяла 5, включая главную - за лучший фильм.
Главное ли в этом фильме война?
Конечно, это фильм о войне, она составляет переломную часть сюжета, которая меняет жизни всех героев, которых нам показали в начале киноленты. Однако война в "Охотнике на оленей" не главное. Она, скорее, исполняет роль инструмента для переламывания судеб.
После затяжной свадьбы с неожиданными для российского зрителя фразами на русском языке, вшитыми в повествование, молодые люди, разгоряченные торжеством, переносятся на военную службу во Вьетнаме.
Можно было бы говорить о том, что фильм примечателен тем, что показывает контраст между мирной и военной жизнью, если бы не было в нём третьей части.
Охота на оленя
В ней Майкл, главный герой ленты в исполнении Роберта Де Ниро, возвращается с войны в тот же городок, откуда он и его друзья уехали, оставив работу на сталелитейном заводе и выезды на охоту.
Майкл, признанный лидер компании, вдумчивый и сосредоточенный человек. Таким он остается и на войне. Таким он и возвращается с войны.
Интересно другое.
Герой Роберта Де Ниро любил ходить на охоту.
Красивая природа.
Точный выстрел.
Олень закрывает глаза.
Если наблюдать за Майклом внимательно, то можно заметить, что в отличие от своих товарищей он жил напряженно. Ему нравилась невеста друга, и он сдерживал свои чувства к ней. Ему была чужда беспечность в бытовых мелочах - как собраться, что взять с собой.
К охоте только Майкл относился серьёзно. Для его лучшего друга выезды были скорее дружеским долгом, для прочих членов компании - поводом выпить пива на природе.
Охотясь, Майкл "сбрасывал" накипевшее напряжение, дозируя насилие и выпуская его пулей в оленя. Однако когда на войне на него излилась запредельная доза насилия, бессмысленного и глупого - боевые действия, знаменитые сцены с русской рулеткой - для него наступает перебор.
Он вынужден признать не только, что смерть на войне наступает по воле случая, но и то, что он его максимальные усилия по спасению собственных друзей могут оказаться недостаточными.
Вернувшись домой и вновь отправившись на охоту, Майкл уже не может выстрелить в оленя. С одной стороны, можно сказать, что он не хочет творить больше насилия, а с другой стороны, Майклу может быть уже не нужно "дозированное насилие", чтобы справляться с жизнью.
Он прошёл свой духовный путь, и, как по мне, фильм об этом.
О пути охотника на оленей.
О пути от беспощадного и чёткого выстрела до выстрела в небо.
Отпуская оленя, Майкл спрашивает:"Okay?"
В русском дубляже мне встречалось два варианта перевода: "Мир?" и "Ладно?". Okay можно перевести и как "Всё в порядке?", "Пойдёт?".
Будто герой уточняет у оленя, принимает ли тот такие новые взаимоотношения между ними. И если увидеть оленя, как символ жизни, то такой диалог на природе с животным, можно расценить и как свод нового отношения к жизни героя Де Ниро.
И если бы не было это слово Okay столь абстрактно в отрыве от контекста, я бы сделала его слоганом фильма, настолько ключевым для всей ленты я считаю этот момент.