Найти в Дзене

Как оценить свою идею? Потенциал замысла истории

Оглавление

Привет, Макки!

Качество сценария - это уже 50% успеха фильма. А сценарий, как известно начинается с идеи. Если она никуда не годится, то и фильм, скорее всего тоже выйдет слабым.

На этой неделе решили разобрать еще одну известную книгу " Анатомия истории" Джона Труби. Она оказалась настолько интересной и насыщенной, что конспект всей книги сделать было бы невозможно. Поэтому делимся конспектом одной из самых главных глав, о том, как оценить потенциал замысла истории.

Неортодоксальная ( 2020-)
Неортодоксальная ( 2020-)

1. Посмотрите, что обещает идея

Понять, как именно должен развиваться сюжет – сложная задача, которая требует знания техник и опыта. Уже на этом этапе многие терпят неудачу, не могут никуда свою идею привести и раскрыть.

Во-первых, не спешите.

Не надо хвататься за первый же пришедший на ум вариант развития сюжета, нужно сначала рассмотреть все возможные способы воплощения идеи, записать их и уже после, выбирать самый лучший.

Начните с обещаний, проанализируйте, какого развития события может ожидать зритель – убийства главного злодея, воссоединения влюбленных и так далее. Возможно, то, что может обещать зрителю ваша идея поможет нащупать лучший вариант ее развития.

Во-вторых, дайте простор фантазии.

Не ограничивайте себя, задайте вопрос «А что, если?». А потом еще раз и еще раз. Такой вопрос приведет вас в две точки: во вселенную сюжета и собственное сознание. Только так вы поймете, что возможно в этой вселенной и сможете изучить собственный разум, пока он путешествует по воображаемому миру. Так, мир, который вы создаете обретет психологическую убедительность.

ПРИМЕРЫ:

Как могли мыслить авторы известных работ?

«Тутси»:

В этом фильме мужчина переодевается в женское платье. Зритель ждет когда  герой начнет попадать в разные сложные ситуации из-за этого. А если заглянуть дальше очевидных ожиданий? Автор задумывает познать поведение влюбленного мужчины от первого лица, которому еще и приходится принять самое неудобное ( для влюбленного в девушку) обличье женщины ради роли. А что если сделать сюжет острее и отобразить в этом поведение социума, в котором мужчины и женщины постоянно третируют друг друга?

«Крестный отец»:

От истории про «мафиози» зритель ждет жестоких убийств и бесконечных преступлений. Но что будет, если глава клана не просто мафиози, а самый главный мафиози в Америке и такой же могущественный, как президент? С появлением монарха история приобретает формат высокой трагедии, что ,если превратить криминальную драму в мрачный американский эпос?

"Тутси"
"Тутси"

2.Отыщите "подводные камни"

Сложности есть в каждой истории и коренятся, как правило, именно в идее сюжета, поэтому обойти их нельзя. Но можно воспринимать их как знаки, указывающие путь уникальной истории. Чтобы история стала подлинной, эти сложности нужно найти и преодолеть. Многие обнаруживают их уже когда история полностью написана, а это слишком поздно. 

Конечно, все «подводные камни» вы на раннем этапе не увидите, но отрабатывая техники построения персонажей сюжета, темы, вселенной повествования, символики и диалогов вы легко сможете отыскать проблемные места истории.

Челюсти (1975)
Челюсти (1975)

ПРИМЕРЫ:

«Форрест Гамп»:

Сложность: как уложить 40 лет истории США в жизнеописание одного человека, недалекого умом, который сможет двигать сюжет вперед ? А еще, как сделать так, чтобы сохранялся баланс между иронией и сентиментальностью, а метаморфозы личности, происходящие с  героем выглядели правдоподобно?

«Челюсти» 1975:

Сложность: как придумать такие обстоятельства, в которых герои и акула сражались на равных, акула нападала часто, а в финале герой смог бороться с ней один на один?

3. Найдите конструирующий принцип истории

После того как подводные камни оценены, приступайте к разработке техники построения текста. Стратегию нужно сформулировать короткой фразой — это и есть конструирующий принцип повествования. Именно он определит, как вы будете разворачивать замысел в сложную систему образов. 

Конструирующий принцип – это крепеж, на котором держится вся история. 

Он задает внутреннюю логику сюжета, благодаря которой часть его связываются в текст и не выглядят соединением отдельных частей, а приобретают целостность. Оригинальность и жизнеспособность вашей работы тоже определяет конструирующий принцип. Иногда – это символ или метафора ( корневая метафора), но часто он даже больше, поскольку определяет направление действия, которое разворачивается по ходу развития сюжета. 

Проблема многих сценариев в том, что конструирующего принципа там просто нет, отсюда и однообразность, отсутствие качества огромного количества выходящих работ. 

Хотя, казалось бы, сформулировать что это такое не сложно. Конструирующий принцип + события повествования = оригинальное исполнение.

Бруклин 9-9 (2013-)
Бруклин 9-9 (2013-)

Замысел конкретен – он говорит о том, что происходит в сюжете, а конструирующий принцип – это абстракция. Это глубинный процесс, разворачивающийся в оригинально построенном повествовании.

ПРИМЕРЫ:

Если обратиться, к тому же "Крестному отцу" и представить,  что вы его пишете, как вам оригинально показать кухню американской мафии? Что без сомнения делалось уже много раз. И вот вы придумали такой конструирующий принцип: взять классическую канву волшебной сказки, показывая как младший из трех сыновей становится «королем».

Вот мы и нашли формообразующий механизм истории – именно он обеспечивает целостность сюжета и определяет его индивидуальность, отличает от прочих работ.

Важно! Если вы нашли свой конструирующий принцип, нужно его держаться и не упускать из виду в ходе процесса работы над текстом.

История Моисея в Книге Исход:

Замысел: приемный сын египетского фараона узнает, что он еврей и решает вывести свой народ из египетского рабства.

Конструирующий принцип: человек, не подозревая о своей миссии пророка, пытается вести свой народ к свободе и формулирует новые нравственные заповеди, которым будет повиноваться вместе со своим народом.

«Гарри Поттер и...», серия романов:

Замысел: мальчик узнает, что у него есть магические способности и едет учиться в школу  для волшебников. 

Конструирующий принцип: маленький принц и волшебник учиться быть королем и мужчиной, на протяжении семи лет учась в школе магов и чародеев.

автор "Крестного отца" Марио Пьюзо
автор "Крестного отца" Марио Пьюзо

4. Найдите главного героя и сформулируйте основной конфликт

Герой:

 Важно – всегда выбирайте лучшего из всех представленных героев. 

Лучший – это не самый хороший, а самый обаятельный, сложный и провокационный. 

Такой, который больше всего будет интересен вам и вашей публике. Потому что только так он сможет двигать действие.

Чтобы такого героя найти, задайте самому себе вопрос: что в каждом из данных героев я люблю? Интересно мне будет узнать, что будет с ними дальше? Чей образ мыслей мне нравится больше всего? Меня волнуют проблемы,  с которыми герой столкнется?

Если вы не можете найти ответ на свои вопросы в замысле сценария, не обнаруживаете такого героя – ищите новую идею.

Если же вы такого героя нашли и ,по изначальной задумке, – это не главный герой, переделывайте замысел.

Когда вы беретесь за сценарий с несколькими главными героями сразу прочерчивайте столько же сюжетных линий и ищите лучшего героя для каждой из них.

Конфликт: 

Когда вы определитесь, кто будет двигать сюжет, приступайте к формулированию, о чем вообще ваша история. Для этого необходимо определить основной конфликт. 

Найти его можно, задав себе вопрос: кто с кем соревнуется и что поставлено на кон?

Так вы поймете, о чем ваша история, так как именно к главному противостоянию в конечном итоге сведутся все конфликты и сюжетные линии.

Когда закончите разработку и оценку задумки, держите короткую формулировку перед глазами пока будете писать сценарий.

"Гарри Поттер и философский камень"
"Гарри Поттер и философский камень"

5.Найдите единую причинно-следственную связь между событиями

Причинно-следственная связь выстраивает логику развития событий и является определяющим вектором хорошего сюжета.

А ведет к Б, которое приводит к В… и так вплоть до Я. Это хребет истории, и, если его нет, сюжет развалится на части. 

ПРИМЕР:

Если по вашему замыслу мужчина влюбился в женщину, и ведет борьбу с братом за владение винодельней – это две причинно-следственных связи.Когда вы определяете их сразу, формулируя замысел, вы можете понять какие сложности будут, и как их можно будет решить.  Если брать вариант выше, трудность в том, что причинно-следственных связи две, а не одна. Ваша задача  превратить их в одну. 

Допустим, пусть взаимная влюбленность девушки поможет герою одержать победу над братом за винодельню. Согласитесь, когда весь сценарий написан, неувязки сюжета очень сложно исправить, даже если вы их заметили.

Для того чтобы найти причинно-следственную связь ответьте, что является главным действием, которое герой совершает в этой истории? 

Его нужно вычленить из множества других, но именно это, самое важное действие, объясняет все остальные поступки персонажа и является генеральной линией повествования.

Опять же, это относится к случаю, когда у вас один главный герой. Если их несколько, также как для каждого из них должна быть своя сюжетная линия, причинно-следственная связь тоже должна быть у каждого своя.

Например, для Майкла из "Крестного отца" главное действие – это месть. Оно движет всеми остальными его поступками и является причиной и следствием тех метаморфоз, которые происходят с ним и его семьей.

Патерсон (2016)
Патерсон (2016)

6. Обозначьте возможную метаморфозу в личности героя

Вторая по значению единица, заложенная в замысле истории – существенные изменения личности героя.  Даже если герой по ходу развития действия изменится в худшую сторону, именно глубинные, личностные перемены дают зрителю почувствовать удовлетворение.

Изменения герой претерпевает, двигаясь к своей цели и эти перемены можно условно показать в виде уравнения, состоящего из трех членов: С х Ж = НЛ
  • Сморальная и психологическая слабость
  • Жжелание осуществить действие
  • НЛновая личность, которая формируется, когда в С х Ж герой преодолевает свою слабость и меняется. 

 Именно эта трансформация – задача главного действия.  А основания для нее - естественный процесс личностного роста, который происходит с человеком в процессе преодоления чего-либо, и вы должны его показать. Если по вашему замыслу изменений не происходит, нужно объяснить, почему роста не случилось, иначе зритель не получит желаемого удовлетворения.

Как действовать?

От главного действия двигайтесь в противоположные стороны, чтобы понять, каким герой появляется в начале и кем становится к финалу истории. Помните, что слабость и перемена — это противоположности, одно есть у героя в начале, другое в конце. От этого и отталкиваетесь при доработке и оценке своего замысла.

Полюса, расположившиеся по разные стороны от главного действия очень важно обозначить (то есть, показать в своей истории , потому что только так ощутимая перемена произойдет в героем.

Работая с замыслом найдите несколько вариантов слабостей и перемен ( новых личностей) героя. Так вы узнаете, сколько вариантов развития замысла у вас есть.

ПРИМЕРЫ:

Если ваш герой  подкаблучник, который хочет добиться развода и связывается с бандой преступников, то С = он подкаблучник, Ж = связался с преступниками, НЛ = добился развода.

«Крестный отец»:

Замысел: младший из сыновей главы мафии мстит врагам отца и сам становится новым боссом.

С =  характер обычный, законопослушность, равнодушие и оторванность от близких, Ж = отмщение, НЛ = глава мафиози, деспотичный, жестокий человек.

Как видите, характер героя изменился до противоположного и, хотя кажется, что перемена радикальна, на самом деле она естественна и соответствует желаниям и действиям героя. Это пример движения автора в поисках слабостей героя от главного действия. В одну сторону, а потом в другую, для поиска его новой личности.

Поможет показать изменения героя моральный выбор. 

Чтобы выбор был истинным, герой должен колебаться между двух благ или, что бывает реже, между двух зол. Этот выбор должен быть сложным. 

Выбор между добром и злом – ложный, слишком простой путь.

"Гарри Поттер и орден феникса"
"Гарри Поттер и орден феникса"

7. Оцените привлекательность для аудитории

Последний решающий вопрос, который вы должны задать себе при оценке замысла: насколько ваша история уникальна, чтобы заинтересовать широкую аудиторию, а не только вас?

Вы должны быть беспристрастны, и, если поймете, что история такая личная, что поймут ее только те, кто вас знает, лучше приступайте к созданию нового замысла.

При этом, конечно же, любая история -  это наше высказывание, пишите для себя, пишите о том, что вас волнует. 

Но не просто пишите ТОЛЬКО для себя, а рассказывайте. Если вы создаете истории, которые интересны зрителю, продолжать работу и посвящать себя делу, которое вы любите куда проще.

Помните: в течение жизни вас посетит куда больше идей, чем вы в состоянии воплотить в текстах.