Найти в Дзене
Lemon Stories (Кино)

За что мы любим трилогию "Властелин колец"

Оглавление

Автор: Marko Manev
Автор: Marko Manev

Трилогия "Хоббит" Питера Джексона, фильмы которой выпускались с 2012 по 2014 год пусть и собрала "немало" денег, в конце концов так и не смогла повторить успех "Властелина колец" в плане любви фанатов и влияния на кино. Трилогия о конфликте возникшем из-за бижутерии так и осталась единственной и неподражаемой, так что в этой статье мы попробуем разобраться в том, почему это так, при этом по возможности стараясь избежать клише и сосредоточится на чуть менее бросающихся в глаза деталях.

Спектакль

Реализм — это не про "Властелин колец". Классический театр здесь напоминает всё — от декораций до игры актёров, что особенно заметно в случае эльфов, так как все сцены с их участием кажутся нереальными, что в случае с некоторыми из них действительно правильно.

Что интересно, хоббиты, пожалуй, являются самыми реалистичными персонажами: они чуть неуклюжие, довольно обычные и далеко не всегда знают, что нужно сказать, таким образом время от времени нарушая возвышенную атмосферу фильмов, что только идёт им на пользу.

Детали

За всю историю кино было снято не так много фильмов, которым создатели бы уделяли такое внимание. Это чувствуется в дизайне декораций, зданий, одежды, оружия... сюжета, в конце концов. К примеру, после смерти Боромира в “Братстве кольца” урук-хай уносят хоббитов, а Арагорн, Леголас и Гимли решают их догнать. В сене, где легендарное трио готовится к погоне, Арагорн надевает наручи. Но мало к то заметил, что те самые наручи ранее принадлежали Боромиру. Таким образом будущий король Гондора почтил память погибшего друга.

Само собой, доспехи были выкованы специально для фильмов, а идеи отчасти возникли на основе чистой фантазии и отчасти были взяты из разных исторических эпох. Так воины Гондора – это скорее собирательный образ доспехов позднего средневековья, пластинчатые доспехи урук-хай напоминают извращённую версию формы древнеримских легионеров, а роханцы представляют собой какую-то смесь готов (народа, не субкультуры) и англо-саксов.

Восхищает и работа костюмеров, при этом задачей одежды не является просто "красиво выглядеть", но выразить что-то важное и характерное в персонаже. Костюм Гримы, советника короля Рохана Теодена, был намеренно зловещим. Такой эффект был создан за счёт мрачных тонов и слишком длинной робы, которая волочилась за ним во время ходьбы. Другим примером может быть костюм Арагорна, в котором сочетаются элементы одежды дворянина, эльфа и бродяги, что символизирует разные этапы его жизни.

Битвы

Снимать битвы не только сложно, но и дорого. По этой причине, к примеру, в "Игре престолов" на первых порах происходили только поединки между главными героями. Но Питер Джексон не искал лёгких путей.

Битва за Хельмову падь в конце концов стала настолько культовой, что все другие фентезийные сражения начали судить по ней, как это было с Битвой бастардов в той же "Игре престолов". Этот фрагмент "Двух крепостей" идеально иллюстрирует конфликт между "добром" и "злом", напряжение, страх и редкую надежду. Как замечает Nerdwriter в одном из своих видео, эффект саспенса достигается за счёт музыки, а зачастую – за счёт её отсутствия. Тишина – один из самых мощных приёмов повествования, если режиссёр умеет правильно её использовать.

Стоит отметить и визуальную стилистику: сцена битвы выдержана в голубых и чёрных тонах, что во-первых подчёркивает чувство безнадёжности (которое появляется несмотря на то, чтомы знаем, что впереди ещё один фильм) и во-вторых контрастирует с рассветом и появлением Гэндальфа, то есть, с возвращением надежды.

Битва снималась несколько месяцев и вовлекла в процесс съёмки сотни людей и лошадей, не считая ещё 25 тысяч спортивных фанатов, которые записали крики урук-хаев на стадионе.

Само собой, это только одно из впечатляющих сражений, появившихся в фильме.

Музыка

Саундтреки Говарда Шора к фильмам существуют как отдельные произведения искусства, но на протяжении всей трилогии идеально вписываются в характер повествования, иногда выделяя определённые эмоции, как в случае с главной темой "Братства кольца", которая звучит всю первую половину ленты, но полностью раскрывается только к моменту начала путешестия братства в полном составе, символизируя возвращение надежды в Средиземье; в других случаях музыка звучит во время появления определённых народов или рас, одной из лучших таких тем является The Riders of Rohan.

Философия

Уже после того, как Джон Рональд Руэл Толкин написал "Властелин колец", появились многочисленные интерпретации политической ситуации Средиземья, особенно часто обсуждали то, какая страна стала прототипом Мордора. Кто-то говорил о Третьем Рейхе, кто-то – о Советском Союзе, но сам автор протестовал против любого сравнения своей книги с положением реального мира.

Более правдоподобная интерпретация заключается в том, что один из самых важных посылов "Властелина колец" - это экология, пусть это, само собой, не объясняет всего сюжета. Толкин ненавидел индустриализацию и даже сам всегда пользовался велосипедом вместо автомобиля. По сути, Изенгард представляет собой одну огромную фабрику: орки рубят деревья, копают шахты и организовывают серийное производство, на котором создаются не только оружие, доспехи и осадные машины, но и живые существа - урук хай. Вы можете обратить внимание на сцену создания мечей для них - вместо традиционной ковки, железо заливается в огромные формы, что позволяет быстро клепать большое количество ятаганов.

Противоположность Изенгарда - Шир - идеальное аграрное общество, где хоббиты тихо-мирно живут в достатке и без конфликта с природой, в общем, идеальный образец жизни доиндустриальной "зелёной Англии родной", как выразился поэт Уильям Блейк.

Можно сказать, что конфликт между Мордором и Средиземьем – это вечная борьба добра и зла, что до известной степени правильно, но и в романе и в фильмах всё чуть более усложнено. В мире Толкина существует скорее добрая и злая воля, но что люди, что гномы, что волшебники – в общем, живые существа – как правило, по умолчанию не принадлежат ни первому, ни другому, что демонстрирует вся сюжетная арка путешествия Фродо, Сэма и Голлума, в которой Сэм придерживается чёрно-белой картины мира и именно поэтому ненавидит Смеагола, считая его ещё одним сторонником зла, в то время как Фродо понимает, что вся ситуация куда более сложная, а граница между добром и злом очень размыта, во многом на это поимание влияют гуманистические убеждения Гэндальфа:

Многие из живущих достойны смерти и многие из умерших – жизни. Ты можешь возвращать жизнь, Фродо? Тогда не спеши осуждать на смерть.

Гуманизм и надежда – главные темы трилогии, что Джексон успешно наследует от литературного первоисточника. Изначально режиссёр задумывался о том, чтобы в сцене уничтожения кольца Фродо намеренно убил Голлума, столкнув его со скалы, но в итоге от идеи отказались, посчитав, что это слишком далеко отходит от идей, которые Толкин вкладывал во "Властелин колец".

Этот пример хорошо показывает сходства и разницы между фильмами и книгой. Несмотря на то, что их стоит разделять и рассматривать как отдельные произведения искусства, трилогия Джексона очень внимательно воплощает основные идеи романа и его атмосферу в общем – радость путешествия, важность дружбы и ценность надежды.

Подводя итоги: мне кажется, что Питер Джексон довольно сильно недооценён как режиссёр. Пусть даже он известен только благодаря "Властелину колец", мало кому из создателей кино удалось снять что-то настолько впечатляющее, фильм, который имел бы настолько сильное влияние на культуру, о чём я, к сожалению, помнить никак не могу. Фильм "Властелин колец: Возвращение короля" был снят в далёком 2003, но даже сейчас любая фентези-киновселенная находится в его тени.