В данной ситуации, можно, конечно, посоветовать помыть уши и купить хороший тюнер... Но можно подойти к вопросу и более фундаментально 😃 Послушаем несколько мнений.
Martin Turner, «гитарист с 1979».
Хотя начинающих музыкантов и школьников-физиков учат, что есть точная настройка, если вы проанализируете звучание симфонического оркестра — как это делает Арнольд Шёнберг в своей оригинальной «Теории гармонии» — вы обнаружите, что высота чудным образом меняется в зависимости от того, какой инструмент играет ведущую роль.
Темперированный строй, конечно, сам по себе является компромиссной настройкой, такой, чтобы все ноты звучали достаточно хорошо, чтобы слушатель мог наслаждаться музыкой.
Гитара имеет сильную гармонику (обертон) третьего порядка, которая является квинтой через октаву. Однако, это натуральная гармоника, а не звук темперированного строя. Это означает, что для аккорда E открытая струна B слегка ниже, чем натуральный обертон басовой струны E. По определению, до тех пор, пока вы используете темперированный строй, эти две вещи будут слегка расходиться друг с другом.
Это несоответствие является частью характерного звука гитары, так же как не совсем идеальная настройка верхних нот фортепиано является частью характерного звука фортепиано.
Вы можете немного смягчить это, поднастроившись для той тональности, в которой вы находитесь, но это не обязательно будет звучать лучше.
До появления Auto-Tune мы хорошо привыкли ко всем инструментам и всем голосам, которые звучат всегда немного «мимо». На самом деле, мы ожидаем, что хороший музыкант сделает вибрато на любой выдержанной ноте, если его инструмент позволяет это. За последние двадцать лет или около того, с тех пор как Auto-Tune стал широко доступен, многие люди привыкли к тому, что всё идеально и в то же время неидеально. Это немного лишает музыку очарования.
Jeffrey Werbock, «музыкант и преподаватель».
Гитара имеет лады, расположенные на грифе в соответствии с системой настройки, называемой темперированной гаммой. Темперированная гамма — это компромисс. Для более или менее гармоничного звучания при воспроизведении любого аккорда в любой тональности диссонанс в интервалах от основного тона аккордов «размазывается» по 12 полутонам темперированной гаммы, обрамлённой интервалом октавы.
Так, например, если вы настроите струны таким образом, чтобы мажорный аккорд E звучал идеально (с минимальным диссонансом между всеми интервалами), мажорный аккорд B будет звучать фальшиво.
Это жертва, которую мы приносим ради наслаждения величием аккордов.
Во всем мире существуют музыкальные жанры, в которых используются другие системы настройки, но они могут делать это, потому что эти жанры являются монофоническими (обычно модальными) и аккорды в них почти не используются, а есть только мелодии, в которых каждая нота образует интервал только с одной нотой, тоникой гаммы. В некоторых из этих жанров мелодии никогда не украшены гармоническим богатством аккордов. Вместо этого они используют микротоны для усиления эффекта.
Для наших (западных) ушей эти микротоны звучат странно и «фальшиво». Эта фраза означает, что вам сыграли ноту, которую вы не хотели слышать. Если вы хотите сыграть очень диссонирующий микротон (например, «нейтральную» терцию или сексту в блюзовой традиции), его нужно играть с большой убедительностью, чтобы слушатели почувствовали, что эта нота была сыграна намеренно, а не просто фальшиво.
Я всегда находил довольно волшебным, что одна и та же нота будет иметь совершенно разные эффекты на слушателя, в зависимости от того, был ли он убеждён, что эта нота была сыграна намеренно. Задумайтесь об этом: одна и та же вибрация частоты, оказывающая на нас два совершенно разных эффекта в зависимости от того, насколько мы убеждены в том, что играем её преднамеренно или нет.