Аудитория во всем мире перечитывает книгу Джорджа Оруэлла 1984 года, которая является «пособием для трудных времен», пишет Джин Ситон.
Чтение "1984", клаустрофобической басни Джорджа Оруэлла о тоталитаризме, до сих пор вызывает шок. Сначала приходит начало узнавания: мы узнаем то, что он описывает. Двоемыслие (удержание двух противоречивых мыслей одновременно), новояз, полиция мысли, министерство любви, которое занимается болью, отчаянием и уничтожает любого диссидента, Министерство мира, которое ведет войну, пишущие романы машины, которые выкачивают порнографию, чтобы откупиться от масс: Оруэлл открыл нам глаза на то, как работают режимы.
Но теперь мы можем читать "1984" по-другому: с тревожным предчувствием, используя его для измерения того, куда мы, наши народы и мир попали на Дорожной карте в ад, описанный Оруэллом. Пророческий? Возможно. Но волнующий, трогательный, творческий, неоспоримый и полезный? Да. Книга, опубликованная 8 июня 1949 года, написанная из потрепанного пейзажа тотальной войны, в стране голодной, усталой и серой, кажется более актуальной, чем когда-либо прежде, потому что оруэлловский 1984 год также вооружает нас.
Эта книга с ее дезориентирующим первым предложением “ " был ясный холодный апрельский день, и часы били тринадцать” - определяет характерные черты современной тирании. Уинстон Смит, главный герой, работает цензором в Министерстве Правды, постоянно обновляя историю в соответствии с нынешними обстоятельствами и меняющимися союзами. Он и его товарищи по работе управляются как массовый коллектив всевидящим и всезнающим присутствием большого брата. В 1984 году телевизионные экраны следят за вами, и все шпионят за всеми остальными. Сегодня именно социальные сети собирают каждый жест, покупку, комментарий, которые мы делаем в интернете, и питают всеведущее присутствие в нашей жизни, которое может предсказать каждое наше предпочтение. По образцу потребительского выбора, когда потребитель является товаром, который продается, сбор этих предпочтений для политических кампаний в настоящее время искажает демократию.
Оруэлл понимал, что репрессивным режимам всегда нужны враги. В 1984 году он показал, как они могут быть созданы произвольно, нагнетая народное чувство с помощью пропаганды. Но в своем описании "двухминутной ненависти" он также предвидел, как работают онлайн-мобы. Вынужденный смотреть жестокий фильм (как и все), Уинстон Смит замечает “ " ужасная вещь в двухминутной ненависти заключалась не в том, что кто-то должен был играть роль, а в том, что невозможно было не присоединиться...отвратительный экстаз страха и мстительности, желание убивать, пытать, разбивать лица кувалдой, казалось, протекал через всю группу людей, как электрический ток”. Теперь все политические, религиозные и коммерческие организации торгуют нагнетанием чувств. Оруэлл необъяснимым образом определил добровольный сговор в ненависти, который такие движения могут вызвать: и, конечно, Уинстон наблюдает это в себе. Так же, по косвенным признакам, могли бы и мы, сами по себе.
Кроме того, есть знаменитый диктатор Большого Брата Оруэлла: абсурд и ужас в равной мере. Творчество Оруэлла уходит корнями в борьбу между гигантскими "измами", изуродовавшими 20-й век. Он сражался против фашизма в качестве добровольца в гражданской войне в Испании (полагая, что пацифизм-это роскошь, за которую платят другие люди), но реализовал пустые обещания коммунизма, когда антисталинская группа, за которую он боролся, была выслежена просталинской фракцией. Он сам был свидетелем самообмана истинно верующих. Сегодня существует еще один набор "измов", таких как национализм и популизм, которые действуют через мобилизацию этого самого опасного чувства-обиды. И куда бы вы ни посмотрели в современном мире, "сильные" люди находятся на позициях власти. Они разделяют необходимость подавления оппозиции, фанатичный ужас инакомыслия и саморекламы. Старшие братья больше не шутят, а расхаживают по миру с важным видом.
Два плюс два равно пять
Но самый большой ужас в антиутопии — Оруэлла-это систематическое лишение языка смысла. Режим стремится искоренить слова, идеи и чувства, которые они воплощают. Его настоящий враг-реальность. Тирании пытаются сделать невозможным понимание реального мира, стремясь заменить его фантомами и ложью. Первым дерзким актом несогласия Уинстона Смита было спрятаться от всевидящей камеры и написать дневник-составить собственный отчет о себе и своем внутреннем мире. Он знает, что акты написания и описания означают для него смертную казнь, если он будет обнаружен. Когда он наконец сломлен пыткой, он соглашается, что " два плюс два равно пяти. Он обнаружил, что они действительно могут "проникнуть внутрь тебя“, и”что-то было убито в твоей груди; выжжено, прижжено".
Террор 1984 года-это уничтожение собственного " я " и уничтожение способности узнавать реальный мир. В творчестве Оруэлла нет модного или случайного релятивизма: он понимает, как трудно все исправить. Тем не менее, эта история закрепляет ужас мира, где у людей все меньше и меньше слов для использования и чье мышление искажено идеологиями.
Во всем мире, где правят тирании 1984 года, это запрещено, но, конечно же, это пиратство. И продажи также резко выросли в странах, известных как стабильные демократии. В Индии и Великобритании, в Китае и Польше люди обращаются к 1984 году. В США продажи резко выросли, поскольку люди искали способ справиться с реальностью администрации Трампа.
Вы не можете отделить работу Оруэлла от этого человека. Он все больше рассматривается как своего рода святой, но как бы он смеялся над его статуями, которые растут вверх. Его взгляды на феминисток (хотя и не женщин), вегетарианцев и другие группы вряд ли выдержали бы сейчас испытание. Но он был человеком, который жил по своим убеждениям. Он сделал себя по-настоящему бедным; он боролся за то, что считал правильным; он был неизменно щедр и добр к другим писателям, и все же он научил себя видеть мир таким, каким он не хотел бы его видеть. Он никогда не был покладистым, и судебно-медицинская экспертиза обнаружила для нашего взгляда самое худшее в нем самом. Его отчужденная целостность уникальна.
Дело не только в том, что мы живем в мире, преображенном прозрениями Оруэлла, поскольку он формирует то, как мы видим угнетение. Но 1984 год - это еще и руководство для трудных времен. Знание-это своего рода сила, и мы все подвергаемся испытанию.