Найти тему
Визуал

Какое кино показывали немцам после войны, дабы те осознали, что же натворили: сильные кадры из 1945-го

Когда закончилась Вторая мировая война, победители остались наедине с побежденными. Мало просто сказать, мол, ну, сами видите, вы проиграли, готовьтесь жить по-новому. Очень важно было, чтобы немцы поняли, какая невероятная беда произошла на самом деле. Думаете, все жители Германии знали о злодеяниях гитлеровцев? Вовсе нет. У многих, особенно гражданских, представление о войне сформировали пропагандистские сводки. Мир что-то не поделил и одни пошли на других. Ну а на войне… как на войне. Всякое случается.

Фото: новостная хроника/Мемориальный музей Холокоста.
Фото: новостная хроника/Мемориальный музей Холокоста.

Немцев нужно было лечить от пропаганды. Клин, как известно, клином вышибают. На Нюрнбергском процессе, международном суде над бывшими руководителями Германии, показали несколько коротких фильмов (в том числе и советский), демонстрирующих злодеяния фашистов. В первую очередь, там были душераздирающие кадры из лагерей. Фильмы вмиг поломали линию защиты. Кинохроника оказалось эффективным инструментом в борьбе с заблуждениями.

1945 год. Немцев организованно ведут в кино. Фото: Имперский военный музей.
1945 год. Немцев организованно ведут в кино. Фото: Имперский военный музей.
Британцы проводят показ для гражданского населения. Фото: Имперский военный музей.
Британцы проводят показ для гражданского населения. Фото: Имперский военный музей.

В общем, не удивительно, что союзники решили использовать документальные фильмы в денацификации. Причем, тянуть не стали. На протяжении лета 1945-го кинотеатры в Германии были закрыты. А потом там стали показывать «Злодеяния: доказательства», документальный сюжет минут на 20, снятый в Бухенвальде. Он шел весь день в кино, практически без перерывов. Насколько мне известно, силой в кинотеатры немцев никто не гнал, однако им настоятельно рекомендовали посмотреть. Сами понимаете, проигравшие в такой ситуации предпочитают подчиниться.

Просмотр фильма «Злодеяния: доказательства». Фото: Имперский военный музей.
Просмотр фильма «Злодеяния: доказательства». Фото: Имперский военный музей.

Реакция оказалась прогнозируемо острой. Многие не могли поверить, закрывали лица руками, рыдали прямо в зале. Хватало и тех, кто предпочитал уйти – не держали. В одном городе, по свидетельству очевидца, до конца сеанса досидела разве что треть аудитории. Старшее поколение сильно переживало и было ох как не радо тому, что увидело. Раскаивалось. Молодежь до тридцати, выросшая при Адольфе и другой жизни не знавшая, сопротивлялась, не хотела признавать достоверность увиденного.

После показа фильма не было никаких обсуждений или опросов. все просто молча расходились. Вид у многих был подавленный. Фото: Имперский военный музей.
После показа фильма не было никаких обсуждений или опросов. все просто молча расходились. Вид у многих был подавленный. Фото: Имперский военный музей.

Да, некоторые спорили до хрипоты, будто бы кинохроника поддельная. Именно поэтому знаменитый режиссер Альфред Хичкок, консультировавший создателей британского фильма о преступлениях гитлеровского режима, дал несколько ценных советов: не использовать никакие эффекты при монтаже и вообще быть аккуратнее со склейками. Всё надлежало показать скупо, серьезно, по делу.

Фото: Мемориальный музей Холокоста/Getty Images.
Фото: Мемориальный музей Холокоста/Getty Images.

Пленным солдатам тоже демонстрировали эти фильмы. Они, конечно, многого насмотрелись на фронте, но представляли всё с другой стороны. Им казалось: у них есть своя правда. Однако когда показывают советские кадры из Освенцима с ангарами обуви или британские из Бухенвальда – с огромными лотками, полными золотых обручальных колец тех, кто закончил свой жизненный путь там, в лагере, такому трудно найти оправдание.