Когда закончилась Вторая мировая война, победители остались наедине с побежденными. Мало просто сказать, мол, ну, сами видите, вы проиграли, готовьтесь жить по-новому. Очень важно было, чтобы немцы поняли, какая невероятная беда произошла на самом деле. Думаете, все жители Германии знали о злодеяниях гитлеровцев? Вовсе нет. У многих, особенно гражданских, представление о войне сформировали пропагандистские сводки. Мир что-то не поделил и одни пошли на других. Ну а на войне… как на войне. Всякое случается.
Немцев нужно было лечить от пропаганды. Клин, как известно, клином вышибают. На Нюрнбергском процессе, международном суде над бывшими руководителями Германии, показали несколько коротких фильмов (в том числе и советский), демонстрирующих злодеяния фашистов. В первую очередь, там были душераздирающие кадры из лагерей. Фильмы вмиг поломали линию защиты. Кинохроника оказалось эффективным инструментом в борьбе с заблуждениями.
В общем, не удивительно, что союзники решили использовать документальные фильмы в денацификации. Причем, тянуть не стали. На протяжении лета 1945-го кинотеатры в Германии были закрыты. А потом там стали показывать «Злодеяния: доказательства», документальный сюжет минут на 20, снятый в Бухенвальде. Он шел весь день в кино, практически без перерывов. Насколько мне известно, силой в кинотеатры немцев никто не гнал, однако им настоятельно рекомендовали посмотреть. Сами понимаете, проигравшие в такой ситуации предпочитают подчиниться.
Реакция оказалась прогнозируемо острой. Многие не могли поверить, закрывали лица руками, рыдали прямо в зале. Хватало и тех, кто предпочитал уйти – не держали. В одном городе, по свидетельству очевидца, до конца сеанса досидела разве что треть аудитории. Старшее поколение сильно переживало и было ох как не радо тому, что увидело. Раскаивалось. Молодежь до тридцати, выросшая при Адольфе и другой жизни не знавшая, сопротивлялась, не хотела признавать достоверность увиденного.
Да, некоторые спорили до хрипоты, будто бы кинохроника поддельная. Именно поэтому знаменитый режиссер Альфред Хичкок, консультировавший создателей британского фильма о преступлениях гитлеровского режима, дал несколько ценных советов: не использовать никакие эффекты при монтаже и вообще быть аккуратнее со склейками. Всё надлежало показать скупо, серьезно, по делу.
Пленным солдатам тоже демонстрировали эти фильмы. Они, конечно, многого насмотрелись на фронте, но представляли всё с другой стороны. Им казалось: у них есть своя правда. Однако когда показывают советские кадры из Освенцима с ангарами обуви или британские из Бухенвальда – с огромными лотками, полными золотых обручальных колец тех, кто закончил свой жизненный путь там, в лагере, такому трудно найти оправдание.