В 1644 году на высоком берегу Исети, в месте впадения в нее реки Течи, появился отшельник, которого звали Далмат. В миру инок носил имя Дмитрий. Он родился в городе Берёзове в семье одного из казаков дружины великого Ермака – Ивана Мокринского. Поначалу Дмитрий пошёл по стопам отца – служил городничим в Тобольске и приказчиком в Вагайском остроге – но вскоре оставил службу и постригся в монахи в Свято-Богоявленском монастыре в Невьянске.
Земли, на которых поселился Далмат, принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею. Прознав о появлении инока на своей земле, осенью 1645 года Илигей явился отправился к землянке отшельника, намереваясь прогнать его или вовсе убить. Но в пути Илигею явилась Богородица, запретившая татарину чинить зло старцу Далмату. После этого случая Илигей проникся к Далмату прямо-таки суеверным почтением – часто посещал отшельника, снабжал его продовольствием, а в 1646 году передал во владение старца облюбованный им клочок земли. В знак особой любви Илигей подарил иноку и свои доспехи — шишак и кольчугу.
Вскоре у Далмата стали появляться сподвижники. Так зародилась Исетская пустынь, которая стала передовым русским форпостом в низовьях реки Исети и вообще в Зауралье. В 1659 году пустынь получила официальный статус монастыря.
Из-за своего местоположения монастырь часто подвергался набегам и разорению. В 1651 году пустынь сожгла орда сибирского царевича Девлет-Гирея. В 1662 году окрестные земли разорили кочевые племена под предводительством Сары Мергена и, как гласят письменные источники, монастырь "был варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею". А уже в начале XVIII века монастырскую вотчину опустошали башкирские набеги.
Но монастырь рос вопреки всему. В 1704 году здесь заложили первую каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, а в 1719 году завершили строительство Успенской церкви с колокольней. Для защиты от "воровских воинских людей" в 1713 году началось строительство каменной монастырской стены с башнями. Она была закончена только через полвека.
В 1763 году по монастырской вотчине прокатились крестьянские бунты, вошедшие в историю края под названием "дубинщина". Для усмирения крестьян в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек. Крестьяне, вооруженные в большинстве своем дубинами и насаженными на древко косами, разбили войсковую команду и осадили Далматовский монастырь. Осада продолжалась до глубокой зимы, но не дала результата – с первыми крепкими морозами крестьяне отступили. Весной 1764 года восстание было подавлено, а 167 главных "крамольников" были казнены.
Зимой 1774 года монастырь осаждали уже пугачевцы – отряд под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева численностью более 2 тысяч человек. Монастырь выдержал два жестоких штурма и почти три месяца осады, но не сдался. За мужество перед лицом врага выросшему вокруг монастыря селу высочайшим указом 27 января 1781 года был присвоен статус уездного города с названием Далматов – в честь основателя монастыря инока Далмата.
Сломила уклад монастыря лишь Октябрьская революция. Монастырь был закрыт. При советской власти на территории монастыря последовательно размещались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный драматический театр, курсы усовершенствования командного состава Красной Армии, цеха завода "Молмашстрой", позже переименованного в "Старт".
Территория монастыря была вновь передана церкви только в 1994 году. К тому времени ансамбль Далматовского монастыря находился в плачевном состоянии. Многие архитектурные памятники были утрачены, оставшиеся стремительно разрушались из-за выветривания и отсутствия крыш, зарастали деревьями и кустарником. Сейчас монастырь медленно восстанавливается, но, наверное, никогда уже не будет прежним.