Найти тему

Эу708-64 Паровоз, прорвавший Блокаду

Продолжаем серию публикаций про выдающиеся локомотивы. В первой своей статье я писал про самый лучший паровоз в Советском Союзе. Теперь пришло время рассказать о другом героическом труженике железных дорог и его подвиг.

Блокада Ленинграда считается самой трагической страницей истории России и Советского Союза. Советские руководство всеми силами организовывало доставку продовольствия в блокадный город. По воздуху ,по земле, по воде. Доставка была крайне опасным делом, часто самолеты с продовольствием сбивались немцами, конвои уничтожались. А зимой еще проваливались под лед Ладожского озера.

Руководство СССР искало новые способы доставки продовольствия в город. И такой случай им подвернулся. 12 января 1943 года в ходе успешной наступательной операции Красной Армии была пробита брешь в блокаде. Появилась возможность связать город с «Большой Землей». В тот же день Государственный комитет обороны принимает решение построить железную дорогу для доставки продуктов. На строительство дороги дается 20 дней. Построена же дорога будет за 17 дней.

Параллельно в конце января 1943 г. среди паровозных бригад Ленинград-Финляндского отделения и Волховстроевского узла развернулось соревнование за право вести первый поезд. Победу в соревновании одержала бригада молодого машиниста депо Волховстрой Ивана Павловича Пироженко.

В 17 часов 43 минуты 5 февраля 1943 года поезд с сорока вагонами груженных сливочным маслом прицепленной цистерной с водой и вагоном со сменной бригадой отправился от станции Волховстрой. Поезд сопровождали машинист-инструктор М.И. Быстров, поездной вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор Владимир Васильев, медсестра Т.С. Рязанова и фельдшер Л.С. Сенина. Поезд под тягой Эу708-64 вел машинист И. П. Пироженко, помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар И.А. Антонов.

Иван  Пироженко.  Фото http://pro-volhov.ru/
Иван Пироженко. Фото http://pro-volhov.ru/

Спустя почти двое суток, 7 февраля в 12.10 состав прибыл на Финляндский вокзал, доставив продовольствие в осажденный город. Хотя до полной победы еще было далеко. Блокада будет снята лишь в январе 1944 года, данное событие сыграло ключевую роль в прорыве, а жителям блокадного Ленинграда, истощенным от голода и болезней вселило оптимизм и веру в скорый разгром врага. А уже через год в январе – феврале 1944 Красная Армия провела наступательную операцию, в результате которой, враг был отброшен на сотни километров от города. Блокада была полностью снята.

Прибытие поезда на Финляндский вокзал. Фото parovoz.com
Прибытие поезда на Финляндский вокзал. Фото parovoz.com

После войны паровоз Эу708-64 эксплуатировался на железных дорогах СССР. И когда началось постепенная замена паровозов на современные локомотивы – тепловозы и электровозы. Был оставлен на базу запаса в Белгородской области. Где его в 1979 году обнаружили энтузиасты. После чего он был доставлен для восстановления в депо Волховстрой.

Эу708-64 на ст. Волховстрой. Фото Щукин Д.  parovoz.com
Эу708-64 на ст. Волховстрой. Фото Щукин Д. parovoz.com

В 35 годовщину Победы 9 мая 1980 года на станции Волховстрой паровоз-памятник был торжественно открыт. Этот памятник символизирует не только Победу всего советского народа над фашистской Германией, но героический самоотверженный труд железнодорожников, сделавших все возможное и невозможное для приближения Победы.

На паровозе установлена мемориальная табличка, где можно прочитать следующее - «Этот паровоз (Эу-708-64) 7 февраля 1943 года доставил в осаждённый Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием и боеприпасами».

Об этом мы с вами не имеем права забывать. На сегодняшний день паровоз-памятник включен в перечень культурного наследия России.

Если статья пришлась по душе, то не скупись, Подпишись :)

Источник:

Trainpix.org, pro-volhov.ru, Википедия.