Продолжаем серию публикаций про выдающиеся локомотивы. В первой своей статье я писал про самый лучший паровоз в Советском Союзе. Теперь пришло время рассказать о другом героическом труженике железных дорог и его подвиг.
Блокада Ленинграда считается самой трагической страницей истории России и Советского Союза. Советские руководство всеми силами организовывало доставку продовольствия в блокадный город. По воздуху ,по земле, по воде. Доставка была крайне опасным делом, часто самолеты с продовольствием сбивались немцами, конвои уничтожались. А зимой еще проваливались под лед Ладожского озера.
Руководство СССР искало новые способы доставки продовольствия в город. И такой случай им подвернулся. 12 января 1943 года в ходе успешной наступательной операции Красной Армии была пробита брешь в блокаде. Появилась возможность связать город с «Большой Землей». В тот же день Государственный комитет обороны принимает решение построить железную дорогу для доставки продуктов. На строительство дороги дается 20 дней. Построена же дорога будет за 17 дней.
Параллельно в конце января 1943 г. среди паровозных бригад Ленинград-Финляндского отделения и Волховстроевского узла развернулось соревнование за право вести первый поезд. Победу в соревновании одержала бригада молодого машиниста депо Волховстрой Ивана Павловича Пироженко.
В 17 часов 43 минуты 5 февраля 1943 года поезд с сорока вагонами груженных сливочным маслом прицепленной цистерной с водой и вагоном со сменной бригадой отправился от станции Волховстрой. Поезд сопровождали машинист-инструктор М.И. Быстров, поездной вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор Владимир Васильев, медсестра Т.С. Рязанова и фельдшер Л.С. Сенина. Поезд под тягой Эу708-64 вел машинист И. П. Пироженко, помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар И.А. Антонов.
Спустя почти двое суток, 7 февраля в 12.10 состав прибыл на Финляндский вокзал, доставив продовольствие в осажденный город. Хотя до полной победы еще было далеко. Блокада будет снята лишь в январе 1944 года, данное событие сыграло ключевую роль в прорыве, а жителям блокадного Ленинграда, истощенным от голода и болезней вселило оптимизм и веру в скорый разгром врага. А уже через год в январе – феврале 1944 Красная Армия провела наступательную операцию, в результате которой, враг был отброшен на сотни километров от города. Блокада была полностью снята.
После войны паровоз Эу708-64 эксплуатировался на железных дорогах СССР. И когда началось постепенная замена паровозов на современные локомотивы – тепловозы и электровозы. Был оставлен на базу запаса в Белгородской области. Где его в 1979 году обнаружили энтузиасты. После чего он был доставлен для восстановления в депо Волховстрой.
В 35 годовщину Победы 9 мая 1980 года на станции Волховстрой паровоз-памятник был торжественно открыт. Этот памятник символизирует не только Победу всего советского народа над фашистской Германией, но героический самоотверженный труд железнодорожников, сделавших все возможное и невозможное для приближения Победы.
На паровозе установлена мемориальная табличка, где можно прочитать следующее - «Этот паровоз (Эу-708-64) 7 февраля 1943 года доставил в осаждённый Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием и боеприпасами».
Об этом мы с вами не имеем права забывать. На сегодняшний день паровоз-памятник включен в перечень культурного наследия России.
Если статья пришлась по душе, то не скупись, Подпишись :)
Источник:
Trainpix.org, pro-volhov.ru, Википедия.