Пока заканчиваем читать про рядового Кантемирова, будущего оператора-наводчика БМП-2. Впереди служба в Германии, на войсковом стрельбище Помсен. Первая часть про Елань здесь: https://zen.yandex.ru/media/gsvg/nachalo-armeiskoi-slujby-v-uchebnoi-chasti-elan-chast-1-5eb3022670671122c89db44c
«…План Раиса был простой и гениальный как курсантский сапог. Тут главное было – на своих сержантов не нарваться. На следующий день так всё и получилось: Раис легко договорился со старшиной, а младшие сержанты всех отпустили без лишних вопросов, радуясь, что самим в выходной день не пришлось тащиться на вещевой склад.
Канетмиров на складе переоделся, заправился, вручил вещмешок Толику и приказал: «Шагом марш за мной, курсант Белов!» Набрали на три рубля полный рюкзак пирожков, кексов, молока и лимонада. Так и пришли обратно – Тимур первый, весело посвистывая «Смуглянку», и вторым Толян, загруженный вещмешком и улыбающийся во весь рот от приятной ноши.
Съели всё быстро и договорились повторить процедуру в ближайшие выходные. В следующее воскресенье операция «Чипок» опять удалась. После очередного застолья на складе все уже были «дружбаны на век»…
Раис рассказал свою историю, как благодаря протекции земляка с вещевого склада, стал с первых дней каптёром в роте. Все присутствующие в зале без всякого голосования тут же согласились, что это «нормально» и «не западло». А каптёр Тайсин – свой в доску пацан…
Тимур с Раисом даже умудрились между походами в чипок сходить в чужой форме в фотоателье гарнизона, где оба впервые сфотографировался в военной форме. Правда, не в своей, а в сержантской.
Курсант Канетмиров на своём первом армейском фото так и получился – в чистой гимнастёрке с погонами сержанта, в грязной пилотке на голове (забыли поменять!) и с точкой ссадины на худой шее.
На следующий день, в понедельник, к рядовому неожиданно подошёл сам сержант Бажов. Обычно замкомвзвода не баловали своим вниманием курсантов, а управляли своими взводами через «молодых».
Поэтому Тимур удивился и насторожился вначале; но, заметив название книги в руках у сержанта, тут же забыл обо всём и потерял бдительность. Бажов читал Александра Дюма «Граф Монте Кристо»!
Если бы замкомвзвода вдруг сейчас сам решил бы отжаться перед курсантом раз десять, Тимур бы удивился меньше. Откуда здесь, в этой долбанной учебке, в мотострелковом полку, такое художественное произведение? И Тимур, наплевав на субординацию, спросил:
- Товарищ сержант, откуда у Вас это книга? Я у себя дома в нашей поселковой библиотеке два месяца в очереди ждал Дюма.
Было видно, что сержанту очень понравился эффект от его книги. Но, Учитель, только спросил:
- Любишь книги?
Тимур кивнул и тяжело вздохнул. Уже почти месяц молодой курсант не читал ничего кроме Уставов.
- Превосходно! – опять ухмыльнулся сержант и продолжил. - Но, есть для тебя, Кантемиров, и плохая новость. Мы тут совершенно случайно узнали о твоих фокусах с переодеванием в сержантскую форму и негласными походами в чипок. Что скажем, курсант?
«Трындец!» – быстро прикинул Тимур. - « Вот падлы! Кто-то заложил сержантам! Учитель всё точно просёк. Отпираться не фиг.»
Молодой солдат впервые столкнулся со стукачеством в армии. В родном шахтёрском посёлке стукачей и жалобщиков просто изгоняли из дворовой команды. Заложить своих – это было наиподлейшее и последнее дело. Западло! И с этими изгоями двора старались больше не общаться. Тимур опять тяжело вздохнул и сказал:
- Товарищ сержант, я тут случайно трояк нашёл. Думаю, что будет лучше, Вам отдать? – и вопросительно посмотрел на Учителя.
- Правильно думаешь, – опять ухмыльнулся сержант, - вечером после отбоя вместе с Тайсиным в каптёрку! Всё понял, курсант?
- Есть, после отбоя вместе с курсантом Тайсиным в каптёрку, – уныло повторил Тимур.
После ужина Тимур собрал в бытовке держать совет всех участников последних посиделок на вещевом складе. Когда все уместились, рассказал суть разговора с сержантом и сказал конкретно:
- Если узнаю, что кто-то меня заложил – забуду своё обещание ротному. Любому из вас нос сломаю. Отвечаю за базар!
Никто ничего не понял, но все были согласны с Тимуром. Курсанты тут же принялись обсуждать – с кем они говорили про свои дела и кто в роте мог стукануть сержантам. «Пустой базар», - подумал Тимур. - «Слишком много народа знало про эти походы в чипок. Нефиг было трындеть на каждом углу».
Вечером, после отбоя, они с Раисом ещё раз договорились «стоять до конца» и медленно двинулись в каптёрку. Сотоварищи, подняв головы, молча провожали их взглядом с кроватей. Толик поднял вверх согнутый кулак: «Но пасаран!»
В комнате в этот раз было только двое сержантов: Бажов и замкомвзвода второго взвода Филатов, больше известный в роте как Фил. Сержант третьего взвода был в наряде по штабу. Деды пили чай. Фил отодвинул стакан и тут же приказал:
-Упали оба! Отжались!
- Подождите, коллега, – протянул Бажов.- «Упали – отжались»! Скучно, товарищ. Да и этот танкист отожмётся десять раз быстрее, чем ты пять! Фил, и даже не спорь – я знаю! А про турник и разборку - сборку автомата, я вообще лучше интеллигентно промолчу.
- А чё будем тогда с ними делать? – обиженно спросил сержант Филатов.
Тимур с Раисом слушали их диалог и ничего не понимали. По идее, их обоих уже должны были с ходу плющить. И по полной программе! А эти сидят, пьют чай и ещё рассуждают о чём-то. Тимур вспомнил про оставшиеся от червонца три рубля, вынул купюру и положил на стол.
- Вот нашёл. Вам на дембель больше пригодится, товарищи сержанты.
- И это похвальный поступок, курсант, – протянул опять Бажов и резко добавил, - но вы, салабоны, оборзели вконец! Во всей учебке подобного ещё не было. Надо же было додуматься! Салабону-курсанту переодеться в сержантскую форму и пройти в чипок через танковый полк. И никто из местных дедов и офицеров это не просёк! Чья была идея? Кто из вас был сержантом?
Раис с Тимуром только переглянулись, опустили головы и молча уставились в пол. Фил встал, подошёл к курсантам, притянул к себе обоих за ремень и спросил:
- Молчать будем? В партизанов играть? Или дедов уважим и поговорим с нами по - нормаль
Тимур поднял глаза и сказал:
- Сержантом был я. А как в чипок пройти, придумали оба.
- Так значит! Фил, отпусти салабонов. Есть идея! – Бажов встал из-за стола, порылся в глубине развешенных шинелей и протянул Раису спортивную форму и гражданскую куртку. Затем вытащил спрятанные за ящиком кеды.
- Надевай, каптёр! А ты, Танкист, давай опять переодевайся в сержанта. Тебе не привыкать.
Раис с Тимуром ничего не понимали, но принялись быстро выполнять команду своего замкомвзвода. Было видно, что сержант Филатов сам теряется в догадках. Он присел за стол и с интересом наблюдал за переодеванием курсантов.
Курсант Тайсин обул кеды и в старых спортивках и куртке стал похож на деревенского пацана лет 15 - 16. Никто бы ему не дал 18 лет! А Тимур уже по привычке заправил сержантскую гимнастёрку. Фил только открыл рот и произнёс:
- Во, блин, спектакль!
Бажов только усмехнулся и приказал Тимуру:
- Так, «товарищ сержант», а ну, произнеси сейчас что-нибудь этакое, командирское. так, чтобы все зрители здесь сразу поверили – кто ты такой.
Тимур задумался и сразу вспомнил образ своего взводного, лейтенанта Славина. Затем подошёл к столу, посмотрел в глаза сидевшему Филу и резко сказал:
- Как стоим передо мной, сержант? Я сказал – смирно! – и Тимур резко ладонью ударил по столу.
Стакан с чаем сержанта только подпрыгнул! А Тимур тут же получил удар Фила кулаком в живот. Удар был несильный, но точный. Прямо в солнечное сплетение. Тимур согнулся и прохрипел:
- Сами же сказали, чтобы взаправду было!
Первым начал смеяться Учитель, за ним согнулся в смехе, хлопая ладошами, Фил; а потом начал потихоньку хихикать и каптёр. Тимур отдышался, прокашлялся, встал и широко заулыбался. Затем, оценив точность удара, обратился к Филатову:
- Товарищ сержант, а Вы случайно боксом не занимались на гражданке?
- Второй юношеский! – гордо ответил сержант, - в весовой категории до шестидесяти одного килограмма.
Тимур только ухмыльнулся про себя и хотел сказать обоим сержантом что–нибудь этакое - про детский сад, но передумал и только деликатно произнёс:
- Уважаю! Прямо в «солнышко» двинул.
Замкомвзвода Бажов отошёл от смеха, вытер слёзы и сказал:
- А вот теперь слушать меня внимательно. Дело есть к обоим! Садитесь оба рядом.
Тимур с Раисом только переглянулись. Творилось что-то непонятное и молодому солдатскому уму просто непостижимое! Два деда роты, два замкомвзвода, предлагают присесть с ними двум курсантам, салабонам, и на равных обсудить какие-то дела. Это было примерно также, если бы Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза товарищ Леонид Ильич Брежнев вдруг захотел приехать в родной посёлок Тимура и обсудить с его отцом, как коммунист с коммунистом, нормы выработки угля на местной шахте «Комсомольская». Курсанты только смотрели на сержантов и не двигались.
- Не желаете присесть, молодые люди? Тогда стойте и мотайте себе на ус! – Бажов продолжил. - Скоро в нашей роте, и не только в роте, грядёт знаменательное событие – сто дней до приказа! Ждать осталось не так уж и долго. А нам, правильным Дедам, надо всё к этому достойному празднику приготовить заранее. Ибо, перед самой датой в полку офицеры объявят грандиозный шухер и шмон! И мы не сможем нормально отметить это великое дело. Вот поэтому, салабоны, мы посовещались в своём узком кругу и выбрали вас двоих для одной важной и ответственной миссии – достать Дедушкам Советской армии для такого светлого и радостного праздника несколько бутылок водки. А тут ещё ваш залёт с переодеванием в сержанты и несанкционированными походами в чипок. Надо как-то отвечать за свои необдуманные действия! Как считаете, юноши?
«Юноши» хотя и слушали внимательно, но пока не врубались в поставленную задачу. Каптёр, более привыкший к общению со старослужащими, спросил:
- А где мы водку достанем?
- Хороший вопрос, товарищ курсант! – улыбнулся Учитель. - Слушайте сюда: в следующее воскресенье, после обеда, вы вдвоём берёте рюкзак с гражданкой и сержантской гимнастёркой, Кантемиров также переодевается на вещевом складе в сержанта и ведёт Тайсина за гарнизон. Там в лесу каптёр переодевается в гражданку и бегом по тропе в магазин деревни Порошино. И обратно тоже бегом, но уже с тремя бутылками водки. Танкист ждёт в лесу и охраняет форму товарища. Встречаетесь на тропе и в форме через гарнизон к казарме. В казарму не заходить, мы будем ждать около вещевого склада. Гражданка на случай встречи с патрулём, он там часто ходит. Но, сечёт в основном только людей в форме. А Тайсин по гражданке выглядит как пацан малолетний!
Тут Тимур хихикнул и тут же получил щелбан от сержанта! Голова качнулась, а на глазах быстро выступили слёзы. Все в роте знали про мастерство Бажова ставить фофаны и щелбаны, резкость и сила которых была похлеще ударов молодых сержантов.
- Слушать внимательно! Попадётесь с водкой в самоволке – губа обеспечена! На крайняк, бросаете мешок и разбегаетесь в разные стороны. Оба бегаете хорошо. Всё усекли, служивые?
Тимур с Раисом кивнули. Сержант закончил:
- В субботу вечером ещё один инструктаж. Деньги дадим перед выходом. И никому ни слова – ни курсантам, ни сержантам. Вокруг полно стукачей. Сами уже знаете на своём примере. Всё, отбой!
Курсанты прошли к своим кроватям. К ним пробрались новые друзья из солнечного Казахстана. Толик прошептал:
- А мы уже думали всё, трындец! Чё, так долго плющили? Нас когда вызовут?
Тимур почесал лоб.
- Не бздите, бойцы! Мы с Раисом всё на себя взяли. Фофанов и щелбанов только надавали. Блин, башка трещит! Оставшиеся деньги пришлось отдать. Сказали, ещё столько же должны.
- Уфф, нафиг, – облегчённо выдохнул казах, - деньги – фигня! Отдадим. Мне перевод должен на днях прийти. А нас точно плющить не будут?
Раис зевнул.
- Отвечаем за базар. Всё, пацаны, давай спать.
В воскресенье всё прошло, как по маслу! Опыт с переодеванием уже был, Тимур в сержантской форме чувствовал себя всё уверенней. Вот только в магазине вдруг появился комендантский патруль. Но шустрый каптёр быстро примазался к группе местных пацанов, благо сам был деревенский. Обошлось! Пока Раис бегал в деревню, Тимуру даже удалось вздремнуть на солнышке. Разбудили муравьи.
Деды благодушно простили их залёт с чипком и даже оставили сдачу после магазина. Хотя у Тимура с Раисом уже был трояк казаха, который друзья резонно решили оставить у себя.
И сам замкомвзвода Бажов Андрей вдруг снизошёл до приятельского разговора с курсантом Кантемировым о прочитанных им в последнее время художественных произведениях. В разговоре он сообщил, что книги ему из Ленинграда высылает мама, которая работает продавцом в книжном магазине. А после прочтения сержант дарит их лейтенанту Славину на память.
А с понедельника началась подготовка к Присяге! Все курсанты получили новую парадную форму. Целый день все три взвода по очереди пришивали погоны, петлички и шеврон, гладили брюки и китель. И хотя слова Присяги должны были зачитываться перед строем, все курсанты знали текст наизусть...»
P.S. Читаем на досуге книги: https://www.chitai-gorod.ru/books/publishers/kamrad/