Найти в Дзене

Дорожная система средневековой Европы

После падения Западной Римской Империи на всех ее обширных территориях существовала отлаженная дорожная система, части которой используются до сих пор. Понятное дело что "варварские" племена не могли не оценить столь приятный подарок умирающей империи. Но многовековое использование римских дорог в совокупности с наплевательским отношением местной знати на их починку и реставрацию привело к тому, что многие дороги приходили в негодность. Я не хочу сказать, что вся Европа не обращала внимания на дороги. Но большая часть стран 4-9 веков была занята бесконечными воинами чем проблемами дорог страны.

После темных веков, когда мелкие княжества и графства объединились в знакомые нам государства вроде Франции или Англии. Короли задумались о том что стоит связать города и крупные торговые центры хоть какими-то путями. Вплоть до 15 века дороги редко мостили и не покрывали камнем . Дороги представляла собой неширокую тропу по бокам которого иногда могли быть вырыты канавы.

Ян Брейгель Старший – Проселочная дорога
Ян Брейгель Старший – Проселочная дорога

На дорогах было опасно не только из-за шаек разбойников но и из-за ужасной погоды,ливня,метели и других природных мерзостей. Поэтому на многих дорогах предприимчивые люди строили трактиры где уставший путник мог переночевать и вдоволь насытиться. На горных перевалах люди строили небольшие приюты где можно было спрятаться от непогоды. А монастыри расположенные вблизи дорог могли приютить странствующих.

Ян Брейгель Старший  Вот что будет если не строить канавы у дороги
Ян Брейгель Старший Вот что будет если не строить канавы у дороги

Наибольший вклад в строительство дорог в среднее века внес орден Тамплиеров. Орден тех самых ребят которые создали современную систему кредитования,настроили свои отделения-банки во всех крупных городах Европы,обеспечивали защиту паломников на святой земле, и казна у которых была больше чем у Филиппа IV Красивого.

Орден тамплиеров подчинялся напрямую только Папе Римскому и был освобожден от любых налогов. Это позволило ордену успешно вести свои дела не только на Святой земле но и в Европе. К тому времени как тамплиеры потеряли все свои земли в Палестине, они сформировали почтовую сеть по всей Европе и построили крупные мощенные дороги в Испании, Палестине, Франции, Италии, Германии и Португалии. Почта тамплиеров была настолько хорошо организованной что посылку из Парижа доставляли в Иерусалим за 3-4 недели. К тому времени тамплиеры надоели королям Европы, из-за того что их орден стал похож на банк, почту, охранное агентство ,но никак не на орден рыцарей монахов.

Карта дорог Европы конца 14 века
Карта дорог Европы конца 14 века

После тамплиеров развитие дорог шло медленно, да и зачем что-то менять ,если дороги умершего ордена и так работали великолепно. Дороги начали вновь интенсивно развиваться только в 16 веке.