Стыд, вина, смущение.
Несколько лет назад Илона де Хуг работала доцентом психологии. "Я действительно думала, что у меня все хорошо, - говорит она, - но в конце концов я полностью провалилась, и меня уволили". В течение месяца она ругала себя. "Мне казалось, что я ничего не могу сделать правильно, что я совершенно ничего не стою. Несмотря на то, что я потерпела неудачу только в одном аспекте своей жизни, было такое ощущение, что теперь неудача будет преследовать меня во всём. Но через несколько недель этот опыт побудил меня начать искать другую работу, где я могла бы добиться успеха". И это сработало очень хорошо. Сейчас Де Хуг является профессором маркетинга в университете Эразмус, где она изучает стыд, чувство вины и смущение.
Люди не были бы настолько успешными, не выжили бы без социальной сплоченности. Жизнь среди прочих требует от всех соблюдения согласованных социальных и моральных норм: не пускать газы на людях, например. Не совать нос в чужие дела. Когда мы нарушаем нормы, нам нужен способ вернуть себя к соответствующему поведению. Испытывать стыд, вину, смущение, чтобы навалить на нас самосознание.
Во-первых, они заставляют нас чувствовать себя убогими. Де Хуг говорит, что чувствовала себя совершенно бесполезной после увольнения, что является признаком стыда. Стыд, напротив, не так уж и широко запятнал. Когда Де Хуг однажды разбила свой велосипед и сломала руку, она говорит: "Это было похоже на то, что я сделал что-то действительно глупое, и все смотрят на меня сейчас". После произнесения бесчувственного замечания, ты клянёшься больше никогда не совершать ту же самую ошибку. Опыт и предвкушение будущей психической боли действуют как сдерживающий фактор для глупого или обидного поведения.
Дискомфорт смущения, и особенно стыда, заставляет посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, что привело к такому состоянию и что вам нужно исправить внутри себя. "Люди могут учиться на своих ошибках только тогда, когда они признают, что что-то пошло не так", - говорит она.
Эмоции также мотивируют вас к тому, чтобы загладить свою вину. Чувствуя смущение, чувство вины или стыда, вы пытаетесь исправить то, что вы повредили, спасая лицо или предлагая помощь другим. Вы становитесь более щедрым и готовым к сотрудничеству, даже с незнакомыми людьми. Преступники, чувствующие вину, с меньшей вероятностью снова окажутся в тюрьме. Пациенты, чувствующие стыд во время визита к врачу, стараются лучше следить за своим здоровьем. Мужья, которые провинились, покупают цветы.
Невольно краснеешь, когда смущаешься; смущаешься от стыда. Такие встроенные дисплеи сигнализируют об уязвимости и уважении и служат положительным сигналом. Люди начинают ласково относиться к тебе, -сообщает Калифорнийский университет, психолог из Беркли Дахер Келтнер,- после оплошности, выражения смущения, вины или стыда делают людей, которые любят вас, лучше. Они видят в вас более этичного человека, больше сочувствуют вам и предлагают большую помощь. Оставаясь неэмоциональным, вы либо не понимаете, что нарушили норму, либо вам все равно. Либо сообщение не выиграет для вас конкурс популярности. "Краснея от смущения, действует как невербальное извинение", - говорит Келтнер, - "снижая вероятность жесткого осуждения и агрессии". Такие проявления невозможно подделать, они уникальны для людей, и эти проявления эволюционировали, чтобы транслировать наш по существу хороший характер.
Мы не обязательно должны сделать что-то из ряда вон, чтобы чувствовать себя неловко. Это чувство появляется, когда мы флиртуем с дрожью, встречаемся с рок-идолом или получаем сюрприз на день рождения. Внимание, которое мы получаем, или отсутствие социального сценария может спровоцировать покраснение, чтобы вызвать щедрое суждение со стороны других людей или сигнализировать об отсутствии угрозы.
Есть много стыда за чувство стыда, и стыда за чувство симпатии (покраснение питает само себя), но эти эмоции позволяют нам жить бок о бок. Без них мы бы не смогли доверять друг другу - или себе самим.
Зависть и ревность
Нильс Ван де Вен все еще вспоминает детскую игру в бейсбол. "Команда, которая мне очень нравилась, всегда была лучшим бьющим игроком, - говорит он, - что особенно разочаровывает в таком виде спорта, как бейсбол, где в среднем при бейсболе приятно подсчитывать, насколько лучше другой человек". Он беспокоился о том, что у его друга есть что-то, чего у него нет, но он не хотел отнимать у него эту способность. Поэтому он практиковался больше, гораздо больше. Он репетировал качели в своей спальне, когда должен был спать. "Однажды я случайно ударил по кровати так сильно, что часть изголовья отломилась", - говорит он. Ему стало лучше.
Большая часть нашего успеха - финансового, романтического, репутационного - зависит от нашего относительного статуса и ресурсов внутри группы, как это было на протяжении всей истории человечества. Тебе не нужно обгонять медведя, только твой друг. Счастье во многом зависит от того, как мы сравниваем себя с другими. Вам не нужно быть самым умным или богатым, просто умнее и богаче своих соседей. Дискомфорт от того, что вам хуже, чем окружающим, вы можете представить как сочетание враждебности, стыда и обиды - это попурри, упакованное как зависть.
Зависть может иметь разрушительные последствия. Но у неё есть и преимущества. Чтобы уменьшить или обратить вспять неполноценность, зависть заставляет нас повышать свое положение или снижать положение других людей. Один из неизменных способов повысить свое положение - стать более успешными. Ван де Вен, в настоящее время психолог-исследователь Тилбургского университета, обнаружил, что возбуждение зависти усиливает настойчивость и работоспособность испытуемых при выполнении творческих задач - даже больше, чем похвала. Похвала, конечно, чувствуется лучше в данный момент, но укус зависти воспламеняет стремление к достижению успеха в будущем. Мы также можем стать более успешными, подражая человеку, которому мы завидуем. Зависть усиливает внимание к другим людям нашего пола и память о них.
То, что чувствовал Ван де Вен, было своего рода доброкачественной завистью: он признал, что его друг был законно лучше, и он сосредоточился на том, что нужно, чтобы достичь этой точки. Но когда у кого-то есть что-то, что вы не думаете, что он заслуживает, вы испытываете злокачественную зависть, "кипящее недовольство, которое включает в себя враждебность по отношению к человеку, которому вы завидуете, в то же время чувствуя неполноценность в себе-, говорит психолог Геррод Парротт из Джорджтаунского университета, редактор сборника The Positive Side of Negative Emotion (Положительная сторона отрицательных эмоций), -действительно неприятно. Вы чувствуете несправедливость и хотите уничтожить соперника".
В то время как доброжелательная зависть - это, по сути, творческая сила, злобная зависть разрушительна, но и она может быть хорошей, если недостойный удар нужно уничтожить. Повышенное внимание к конкуренту, который позволяет учиться у него, может также позволить вам снять кого-то, кто добился успеха несправедливо, заметив его недостатки и проступки и извлекая из них выгоду.
Зависть часто путают с ревностью, но эти два фактора психологически различаются. Зависть - это тоска по тому, что есть у другого человека. Ревность возникает, когда третья сторона угрожает ценным отношениям. Как и зависть, ревность может быть разрушительной, но в ответ на настоящую неверность она способствует выживанию. Отталкиваясь от боли чувства отверженности и страха оставления, она заставляет пары исследовать и восстановить свои отношения - самый защитный конверт, который у нас есть для воспитания детей и увековечивания вида.
Читать продолжение: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea19a5a603e850f1fe86deb/za-predelami-schastia-obratnaia-storona-chuvstv-chast-3-5eb3f9779f27d24aaa495717