Найти тему
SignNews.

Недостатки танка Т-72Б.Пути их исправления.

Оглавление

На сегодняшний день в российской армии имеется великое множество различных боевых бронированных машин (ББМ). По основным боевым танкам картина наблюдается такая. Самыми мощными являются танки Т-90А и Т-90. Однако количество их невелико. Имеется также какое-то количество довольно мощных танков Т-80У. В последнее время в войска начал поступать танк Т-72Б3, который представляет собой совершенно бестолковую попытку модернизации танков Т-72Б и Т-72БМ с целью доведения их боевых качеств до уровня Т-90А. По некоторым позициям это действительно удалось. По другим никаких улучшений не наблюдается. Ну и кое-где вообще произошел откат до уровня базового Т-72 «Урал» и Т-72А. Больше всего танков Т-72Б, Т-72БМ и Т-80БВ, из которых Т-72Б(М) является самым многочисленным. Вся эта техника 80-х годов на сегодняшний день, безусловно, устарела, хотя и считалась когда-то лучшей в мире. Также еще встречаются старые Т-72А(В), Т-80Б и даже ископаемые Т-55АМ(В) и Т-62М(В). В этой статье речь пойдет про Т-72Б.

Недостатки Т-72Б:

Компоновка.

Очень тесное боевое отделение. Командир просто зажат между пушкой, командирским комплексом, спинкой сиденья и правым бортом с приборами и снарядами. У наводчика несколько просторнее. У механика-водителя вроде неплохо, но у него другая беда — пушка накрывает его люк и в случае если в момент поражения танка она окажется над люком, механику не вылезти. А вылезать надо быстро — почему, будет пояснено ниже. Конечно, в отличие от танков Т-80 в Т-72Б, механик может пролезть через боевое отделение и вылезти через один из башенных люков, но из-за той же тесноты, в случае пожара или ранения механика, всерьез на это рассчитывать не стоит. Львиную долю этой тесноты дают размещенные прямо в боевом отделении вместе с людьми топливные баки, а также 45 крайне пожароопасных артвыстрелов и ракет раздельно-картузного заряжания. Из них 22 размещены в АЗ. Остальные 23 рассованы буквально по всему периметру корпуса и башни. Часть из них вставлена в топливные баки-стеллажи. Они представляют собой наполненные топливом баки с гнездами, в которые вставляются снаряды и заряды. В случае пробития брони, чаще всего поражается именно эта — немеханизированная часть боеукладки. Самый пожароопасный элемент среди всей этой гремучей смеси — картузные заряды. Никакой локальной защиты, кроме тонких стенок баков-стеллажей и рубашки из огнеопасного топлива эти заряды не имеют, а загораются они даже от огня обычной зажигалки в течение нескольких секунд! Нетрудно представить, в каком аду может оказаться экипаж в случае пробития брони танка. Причем выбраться из него будет крайне затруднительно из-за той же тесноты. При воспламенении зарядов выделяется огромная энергия и температура. Если люки закрыты, то башню отрывает. Все это очень часто происходит внезапно, что не оставляет экипажу шансов на спасение. Он сгорает, испаряется, его разрывает на куски. Происходит это куда чаще по сравнению с западными и старыми отечественными танками. Эта ситуация, конечно, самым негативным образом действует на психику членов экипажа, заставляя их порой покидать еще вполне исправный и боеспособный танк.

-2

Система управления

огнем 1А40-1 считалась довольно простой еще в момент появления Т-72Б в 1985 году. На сегодняшний день она окончательно устарела. Например, американские и французские танки имели подобную СУО еще в 60-х годах XX века. СУО 1А40-1 имеет цифровой баллистический вычислитель и лазерный дальномер. СУО учитывает множество параметров, однако автоматически отрабатывается только дальность до цели и тип боеприпаса. Остальные параметры (угловая скорость цели и танка, ветер, температура воздуха, заряда и т.п.) надо вводить вручную. Естественно, что в бою делать это никто не будет. Прицел наводчика ТПД-К1 и прибор 1К13-49 имеют увеличение 8х, чего по современным меркам уже недостаточно. Ночной прицел ТПН-3-49 в пассивном режиме видит всего на 800 м. Если включить ИК-прожектор, то можно разглядеть врага и на 1200 м, но сам танк будет светиться в ночных приборах противника. У командира дела еще хуже.

Защита лобовой проекции.

Тут в принципе вопросов особенно нет. Лоб танка Т-72Б, плотно обложенный элементами 4С20 КНДЗ «Контакт-1», действительно бетонный. Пробить его, даже современными противотанковыми средствами (ПТС), практически нереально. Но есть и ложка дегтя — нижняя лобовая деталь (НЛД). В отличие от ВЛД, НЛД — это всего лишь монолитная броневая плита толщиной 80 мм, расположенная под некоторым углом. Элементы КНДЗ «Контакт-1» у Т-72Б расположены на НЛД сверху, только в один ряд. Конечно, вероятность попадания в НЛД находится где то на уровне 1%, но таки неприятно. Тем более что эти самые ПТС год от года становятся все точнее и выцелить НЛД с небольших дистанций в общем-то реально.

-3

Защита бортовой проекции.

Характеризуется фразой: мощная, но ненадежная. Представляет собой монолитную броневую плиту 80 мм толщиной, от которой на расстоянии ширины гусеницы расположен 10-мм резинотканевый экран. На котором, в свою очередь, расположены элементы 4С20 КНДЗ «Контакт-1». Выглядит все это на вид серьезно и является, пожалуй, лучшей бортовой защитой среди всех отечественных серийно выпускаемых ОБТ. Однако тут есть серьезные недостатки:

— элементы 4С20 покрывают экран не на всю длину, а только до МТО. Далее идет голый экран + бортовая броня с пониженным уровнем защиты;

— бортовой экран в Т-72Б слишком короткий. Он не доходит до днища корпуса. В итоге вполне вероятно попадание ПТС в борт танка ниже экрана. Крупные опорные катки в известной степени экранируют борт, но в данном случае особой надежды на них нет;

— самый главный недостаток. 10-мм резинотканевый бортовой экран слишком хилый, да и крепление к корпусу у него слабое.

Суммируя все приведенные недостатки, с сожалением можно констатировать, что танк Т-72Б хорошо подходит для решительного танкового боя на встречных курсах и поражения одиночных объектов. Но довольно-таки плох в городском бою. Обвешанные множеством пулеметов и тупой тяжелой броней по кругу «Меркавы» тут будут лучше. Не сказать что неуязвимей, чем Т-72Б, но как-то надежней, что ли.

Спасибо что прочли данную статью у меня интерес, так что можете почитать и другие.