В прошлой статье мы начали последовательно разбирать причины кризисы и способы выйти из него, продолжим список:
3. Большинство
Государственные учреждения, как правило, работали на большинство, но каково же сегодня большинство в мире, где людей уже нельзя классифицировать по простым категориям?
Признание многочисленных меньшинств и огромного разнообразия нашего общества является неизбежной обязанностью. Но, кроме того, инаковость является основополагающим инструментом всеохватывающего и эффективного подхода к проблемам. Мы не сможем понять, что происходит с нами как с обществом, если не будем активно прислушиваться к разнообразию затрагиваемых мнений и разнообразию связанных с ними знаний. Поэтому проблемы и точки зрения меньшинств должны учитываться как по существенным причинам социальной справедливости, так и в целях совершенствования процесса разработки и осуществления государственной политики (и можно сказать, что это касается любого вида "политики", а также бизнес-стратегий или стратегий общин и общественных организаций).
В этом смысле вклад феминизма не ограничивается лишь защитой прав женщин как социальной группы (в данном случае также большинства), а применение его ценностей создает более справедливое и инклюзивное общество для всех его членов.
Точно так же, в качестве еще одного примера, городской дизайн, разработанный для групп с функциональным разнообразием, создает более пригодные для жизни города, от которых выигрывают все их жители, не ограничиваясь их конкретной ситуацией.
4. Государственные и частные
Социально-экономический и политический контекст, в котором мы живем в последние десятилетия, основан на предположении о существовании лишь двух взаимодополняющих условий владения и управления ресурсами и людьми: общественной и частной. Как это ни парадоксально, но в этом менталитете, которым мы руководствовались, мы забыли об общей или общепринятой среде, о формах руководства и управления, которые разрабатываются или могут разрабатываться гражданами автономно и коллективно, без необходимости государственного вмешательства или приватизации. С 1990-х годов развитие Интернета, во многом благодаря общим ресурсам и инфраструктурам, оживило эту модель, которая постепенно возродилась и распространилась на нецифровые области.
Общее правило - это не альтернативная форма управления, противопоставляющая государственную или частную, а дополняющая ее система, которая развивается в постоянном диалоге и трениях с другими средами.
Отказ от упрощенной государственно-частной структуры подразумевает возвращение гражданам управленческих и автономных правительственных возможностей, а также переосмысление отношений и правил игры для плодотворного сосуществования трех сред. В этом контексте государственная политика должна перейти от того, чтобы быть лишь финалистами и уделять внимание эффективному "разрешению" потребностей и проблем, к тому, чтобы стать фактором, способствующим созданию инфраструктур, которые на индивидуальной и коллективной основе дают гражданам возможность самим решать свои проблемы и действовать в соответствии с ними. Это изменение не лишено важных рисков. Возможно, самый большой риск заключается в том, что политика будет использовать его для оправдания сокращения инвестиций и самой роли общества путем передачи ответственности гражданам без каких-либо quid pro quo. Напротив, принятие на себя роли рядовых и новых граждан предполагает изменение функций государственных учреждений, что не обязательно означает уменьшение их размеров, а скорее предполагает большую оперативность, гибкость и эффективность.
Можно резюмировать, что традиционная государственная политика, основанная на планировании, экспертах, большинстве и государственно-частной структуре, показала свою полезность, но также и свои ограничения, которые стали еще более очевидными в новом социальном контексте. Не вступая в дискуссию о том, должна ли эта традиционная политика продолжать существовать и какими должны быть ее масштабы, новые рамки, по крайней мере, обусловливают необходимость разработки новой государственной политики и новых путей формирования государственной политики, которые проходят через экспериментальный подход, позволяющий гражданам, экспертам и техническим специалистам работать по горизонтали в решении сложных проблем и признающий социальное разнообразие в качестве возможности для выработки более инклюзивной и устойчивой политики, короче говоря, для реального построения общего общества.
Гражданские инновации и гражданские лаборатории (как устройства для их продвижения) появляются как способ зарождения надежды на то, что они будут действовать в будущем, и мы будем говорить о них в будущих текстах.