Когда я первый раз прочитал книгу правил Dungeon World, я, естественно, многое не запомнил или не понял. А мне страсть как хотелось начать водить. Поэтому я стал перечитывать правила и записывать, что и в каком порядке нужно делать мастеру. В результате у меня получилась вот такая схема:
Каждые три месяца я сажусь ее переделывать, но, черт возьми, она идеальна! :) Кроме шуток, она действительно хорошо объясняет то, как все работает в Dungeon World, а главное, помогает обработать любую заявку игрока. Давайте пройдемся по наиболее проблемным.
«Я отрубаю ему голову»
Самый частый вопрос о заявках игроков: что делать, если игрок в бою заявляет не прямую атаку, а сложный маневр, наподобие Я стреляю в его руку! Я душу его! Я ломаю ему ногу! Я набрасываюсь сзади и сворачиваю ему шею!
Идем по схеме:
- Уточним, что именно персонаж делает. «Ну, я бью его топором, целясь в шею».
- Это похоже на один из ходов, доступных персонажу? Да, похоже на Руби-Кромсай.
- Что написано в ходе Руби-Кромсай? «Когда вы атакуете в ближнем бою». Соответствует ситуации? Безусловно.
Стало быть, игрок кидает Руби-Кромсай. Если он будет успешен и нанесет достаточно урона, чтобы победить противника, можно сказать, что он снес голову противнику, почему бы и нет. В противном случае просто играем дальше.
Все это, кстати, касается и прицельных выстрелов. У Следопыта есть ход Снайперский выстрел, позволяющий выбрать цель. Если у героя нет такого хода, ему нужно смириться с тем, что он стреляет через Дать залп.
Другой пример. Допустим, во время боя на разрушенном мосту игрок заявляет, что хочет сбросить противостоящего им орка в пропасть.
- Уточним, что именно персонаж делает. «Я тесню его щитом к краю моста, чтобы он упал».
- Это похоже на один из ходов, доступных персонажу? Хм… Кажется, нет.
- Логика повествования позволяет совершить это действие? Пожалуй, да. Наш герой действительно имеет большой щит, которым может теснить противника, мост действительно разрушен, и все участники боя рискуют свалиться в пропасть.
- Персонаж находится в опасности? Безусловно, ведь все это происходит в рамках боя. Орк не будет безучастно смотреть, как его сбрасывают вниз, он будет сопротивляться.
- Это ход Спастись от опасности. На мой взгляд, по Силе, ведь игрок с силой напирает на орка.
На 10+ ему удается сбросить противника вниз. На 7-9 я бы сказал, что герою пришлось толкнуть противника, и в итоге они оба падают. Орк исчезает во мраке пропасти, а герой повисает на краю моста. Что он будет делать? На 6- орк может в последний момент отпрыгнуть в сторону, а персонаж повиснет на краю пропасти.
Все вышесказанное сильно зависит от контекста. Если игрок пытается теснить противника без щита, это может быть Спасением от опасности по Телосложению, а может быть и вовсе невозможно. Если мост не разрушен, и к тому же имеет высокие и крепкие ограждения, это тоже может быть невозможно. Если игрок теснит не орка, а дракона, это, опять-таки, может быть невозможно. При этом если герои стоят на мосту в гордом одиночестве, и ничто им не угрожает, а чей-то персонаж хочет сбросить в пропасть камень, чтобы по звуку удара о дно определить, насколько оно глубокое, то здесь и кидать ничего не нужно.
«Я гну прутья, ломаю двери»
Второй частый вопрос о заявках игроков — что делать, если игрок «имитирует» классовый ход не своего класса? Например, вор пытается выломать дверь, а воин вскрыть замок?
Идем по схеме:
- Уточним, что именно персонаж делает. «Я разбегаюсь и со всей дури врезаюсь в дверь».
- Если это делает вор, у него нет подходящего хода. Смотрим дальше.
- Логика позволяет совершить это действие? Если это обычная деревянная дверь, то почему бы и нет? Если это стальные врата, то увы. Допустим, у нас все же обыкновенная.
- Персонаж при этом находится в опасности или бедственном положении? Если это обычная дверь между двумя обычными комнатами, которую героям по какой-то причине захотелось открыть таким вот необычным способом, то может и не быть никакой опасности. Тогда пусть просто сделают это, ничего не кидая. Если им приходится действовать так, потому что за ними гонится голодный тигр, то пусть бросают Спастись от опасности по Силе. Здесь также уместно рассказать о последствиях и переспросить («грохот от твоего действия может привлечь стражников, что ты будешь делать?»).
С воином, вскрывающим замок, схема тоже работает:
- Уточним, что именно персонаж делает. «Я вставляю в замок металлический стержень, который нашел до этого, и начинаю нащупывать… эээ… цилиндры?»
- Это похоже на ход, доступный персонажу? Определенно нет.
- Логика позволяет персонажу совершить это действие? Увы, нет. Даже если бы у воина были бы нормальные отмычки, он бы не смог открыть замок, так как для этого требуются специальные знания.
«Я собираю ягоды на поляне»
Если действие персонажа не связано ни с одним ходом, логика повествования позволяет ему это сделать, а герой при этом не находится в опасности, он просто делает то, что делает, без всяких бросков.
В эту категорию входит большинство действий, связанных с отыгрышем: «пока мы на привале, я собираю на поляне ягоды, разминаю их и наношу сакральные символы на свою кожу». «Пока мы идем по коридору, я наношу мелом пометки каждые 100 шагов». «Ты сказал, тут полно цветных камушков? Я собираю по одному каждого цвета».
Даже если приносят персонажам пользу или могут быть полезны в дальнейшем, не заставляйте их ничего кидать.
«Я бегу за цепью, протаскиваю ее через весь зал, протягиваю между колоннами и опутываю дракона!»
Иногда игроки делают заявки, которые нужно разбить на несколько. «Я бегу за цепью, протаскиваю ее через весь зал, протягиваю между колоннами и опутываю дракона!»
«Бегу за цепью» — это уже действие. Учитывая, что в сцене присутствует дракон, ситуация небезопасная. Значит, время кидать Спастись от опасности. А дальше уж как пойдет.
Может быть и по-другому. Допустим, большая часть персонажей занята битвой с драконом, а хитрый вор затаился в засаде, ожидая, пока дракон отвлечется на других. Стоит чудовищу повернуться у нему спиной, как он бежит за цепью. Для него это действие не связано с опасностью. Тогда кидать ничего не нужно. Но это все равно не значит, что вор делает все заявленное скопом. Все герои ведь находятся в одном временном пространстве, так что пока вор тащит цепь, стоит переключить внимание на других участников сцены.
«Рейдаг, ты замечаешь за спиной дракона Роланда, тащущего толстенную цепь. Кажется, он решил опутать дракона! Его план может сработать, но, кажется, дракон почуял неладное — он настороженно водит глазами по залу. Что ты будешь делать?»
Нужно ли будет Роланду кидать что-то, когда он станет протягивать цепь между колоннами? Зависит от того, насколько усердно его будут отвлекать его товарищи.
В догонку: Золотая возможность
Как видишь, на схеме кроме алгоритма обработки заявок есть и другие шпаргалки для мастер. Здесь указано, что на 7-9 мастер не делает ходов, что на 6- он выбирает только один из своих ходов, что мастер делает мягкий ход, когда игроки смотрят в ожидании и еще наглядно показано, что такое золотая возможность.
Золотая возможность — это не возможность делать ход, когда мастеру захочется (!), а возможность сделать жесткий ход, если игроки проигнорировали мягкий. Проще говоря, если мастер предупредил игроков о потенциальной опасности (Показал признаки надвигающейся угрозы, Открыл неприятную истину, Изменил окружение, Назвал цену и переспросил), а они не предприняли должных мер, герои сталкиваются с последствиями своей беспечности. Немного утрированных примеров:
- Мастер: похоже, все двери в этом замке снабжены ловушками. Игрок: я вышибаю эту дверь. Мастер: острый дротик вонзается в твое плечо, ты получаешь d6 повреждений.
- Мастер: этот лес печально известен тем, что здесь много ядовитых растений. Игрок: я собираю ягоды и наношу ими сакральные символы на своей коже. Мастер: ягоды оказываются ядовитыми, ты получаешь травму Болен.
- Мастер: Вельга говорит, что вам не стоит ничего трогать в храме Элоя. Божество приходит в ярость, когда кто-то нарушает порядок в его обители. Игрок: я делаю пометки мелом на стене каждые сто шагов. Мастер: Элоя накладывает на тебя проклятье.
Все статьи, приключения и допы — в моей группе ВК