Нелли Дин - главный рассказчик в "Грозовом Перевале". Разумная, умная и сострадательная женщина, она выросла в основном вместе с Хиндли и Кэтрин Эрншоу и глубоко вовлечена в историю, которую она рассказывает. У нее сильные чувства к персонажам ее истории, и эти чувства усложняют ее повествование.
Нелли - первый очевидец, участвующий в рассказе "Грозовой перевал". Повествование Нелли Дин обладает необычайной порой бездыханной энергией, как будто она описывает события, свидетелем которых она была час назад, каждое мгновение которых ярко присутствует в ее жизни. Повествование Нелли - это искусство полной непосредственности - сделать прошлое живым для нас в настоящем.
Поскольку большая часть повествования Нелли разворачивается на словах реальных персонажей, мы, читатели, чувствуем, что повествование формируется давлением событий, а не тем, что форма и интерпретация событий формируются рассказчиком. Чувство реальности передается серией конкретных деталей, которые безукоризненно встают на место. Уверенность Нелли в отношении своего повествования, кажется, возникает из удивительно ясного воспоминания, впечатление быстрого возбуждения достигается за счет концентрации нашего внимания на движении и жесте, действии и реакции, переплетенных с яростным диалогом, который убеждает своими эмфатическими речевыми ритмами и простым языком. Диалог не имеет никаких следов сознательного стилиста, это заметно по краткой быстроте предложения, примером тому служат воспоминания Нелли о времени, предшествовавшем смерти Екатерины, когда Екатерина наняла ее, чтобы открыть окно своей комнаты - "О, если бы я был только в своей постели в старом доме", она горько продолжала, выжимая руки, "И этот ветер, звучащий в елях у решетки". "Дайте мне почувствовать! - он идет прямо по болоту - дайте мне сделать один вдох!"
Ценность Нелли как сказительницы ясно видна из этого примера. Она очень близко приближает нас к действию и, с одной стороны, глубоко вовлечена в него. Интимные дела Гранжа и Высот заняли всю ее жизнь, однако, ее положение профессиональной экономки означает, что ее интересы в событиях в значительной степени практичны. Она обеспечивает внутренний каркас повествования, и мы видим этот мир последующих поколений Эрншоу и Линтона через ее глаза, хотя большая часть диалога, в интересах объективности, в интересах самих персонажей. Как повествователь, освещающий прошлое из настоящего, она обладает преимуществом ретроспективного анализа и поэтому может отойти от прямого хронологического повествования и намекнуть на будущее.
Нелли является персонажем в ее собственном повествовании, что вызывает у нее несколько проблем. Иногда она вовлечена в действие, сейчас она описывает и, следовательно, идет трудным путем между романтическим снисхождением и моральной прямотой, она одновременно поощряет и отталкивает отношения. Ее отношение к теме меняется между одобрением и неодобрением, в зависимости от ее настроения. Это проявляется, прежде всего, в роли, которую она играет в любовном треугольнике между Хитклиффом, Кэтрин и Эдгаром; иногда она принимает сторону Эдгара и при этом организует последнюю встречу между Хитклиффом и Кэтрин, оставляя для него открытым окно. Она заняла аналогичную позицию между отношениями между Кэти и Линтоном, время от времени вступая в сговор с Кэти, а в другое время осуждая и предавая ее за то, что она писала против воли отца.
Существует амбивалентность в отношении Нелли, и это в сочетании с ее вмешательство характер делает ее моральную позицию непоследовательной и даже лицемерной. Несмотря на эти недостатки, она энергичный, живой рассказчик с грозной памятью, чья энергия и неослабевающие интересы позволяют читателю заглянуть в жизнь героев.
Как сказитель, ее язык живой, разговорный и образный, это дает эффект оживления персонажей и дает читателю множество ярких и точных образов, примером этого является ее обращение к жизни Хитклиффа "Это кукушка, сэр - я все об этом знаю, кроме того, где он родился, кто были его родители, и как он получил свои деньги поначалу". И этот Харетон, был изгнан, как невосполнимый даннок." В данном примере пометка "сначала" говорит о том, что Нелли знает, как он получил свои деньги позже, и поэтому вызывает у нас интерес к Хитклиффу. Нелли ограничена из-за своих условных, религиозных и моральных чувств, которые часто мешают ей лучше понять эмоции или мотивы персонажей.
Из приведенной выше дискуссии можно сказать, что Нелли на самом деле является рассказчиком, а не персонажем.