Найти тему
Мир необычных детей

Методика "Floortime" в работе с аутичными детьми

Оглавление
фото взято из Яндекс-картинки
фото взято из Яндекс-картинки

Как нам известно, игра- это удобный, мягкий и действенный способ для развития, воспитания и обучения детей, а для дошкольников игра является и основными видом деятельности. Поэтому вся коррекционно-развивающая работа будет строиться с учетом этого. Мы же остановимся поподробней на особом виде игры -" Floortime", узнаем о пользе данной методики и принципах ее применения.

Floortime в дословном переводе с англ. как "время, проведенное в игре на полу". Методика активно используется в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра, но и не только. Идея методики состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого было максимально комфортным и естественным, а окружающая среда была эмоционально теплой, удобной, где ребенок будет себя чувствовать в безопасности, ему будет весело, хорошо и спокойно. Таким образом, следуя правилам данной методики, игровой процесс необходимо создать такой, где аутичный ребенок активно развивал коммуникативные навыки и как можно меньше находился один на один со своим миром.

Если понаблюдать за детьми во время их самостоятельной деятельности, то можно заметить, что основное время они проводят на полу. Это комфортная и удобная зона не только для игр, но и для занятий тоже. Если на полу ребенок чувствует себя уверенней, раскрепощенней, то представьте колоссальную пользу таких занятий с аутичными детьми.

Сидя за столом, тело длительное время находится в одном и том же положении, что вызывает некоторую усталость, дискомфорт, ребенок начинает вертеться, заниматься посторонними делами и у такого занятия снижается эффективность.

Для аутичных дошкольников лучше подойдет комбинированная деятельность: балансировать время работы за столом и время, проведенное на полу, где ребенок может поползать, перекатываться, лежать и др. (от 15 до 30 мин). Можно даже придумать интересное занятие-путешествие с выполнением заданий с различными видами деятельности и в сочетании с активными движениями, используя любимые игрушки ребенка. Такое занятие не только замотивирует его, но и будет развивать общую, мелкую моторику, концентрацию внимания, речь, мышление и многое другое.

Принципы Floortime

  • Ребенка не нужно заставлять/ принуждать. Вместо этого рекомендуется подстроиться под игру ребенка, влиться в его мир и стать для него близким другом, наладить с ним эмоциональный контакт. Пусть ребенок находится в естественной и комфортной среде, выбирает игрушки и игры самостоятельно, а вы просто постепенно входите в его игру.
  • Не наказывать и не ругать. Если действия ребенка неправильные и неприемлемые, а нежелательная стереотипия повторяется, то не нужно ругать его, целесообразней будет игнорировать это и не придавать этому значение. Но если они правильные и приемлемые в программе обучения- то нужно эмоционально оценить его, вознаградить и закрепить приобретенные навыки. Таким образом в дальнейшем у ребенка данные ненавязчивые установки закрепятся в памяти, он уже будет знать, что его за хорошие поступки его похвалят/вознаградят и в последующем он снова будет совершать их.
  • Будьте артистичны в игре: меняйте интонацию голоса, тембр, говорите эмоционально с яркими жестами и выразительной мимикой. Не бойтесь дурачиться и переигрывать. Ребенку должно быть интересно и весело, но это будет в том случае, когда и вы будете ощущать тоже самое. Через работу с эмоциями ребенка мы создаем базу для развития интеллекта, эмпатии и коммуникации.
  • Игры/игрушки. Сначала можно начинать с любимых игрушек ребенка, но позже постепенно добавлять и другие, приучать ребенка отходить от привычных стереотипов в играх. Делайте это мягко, непринужденно. В игре, интересы ребенка- превыше всего, а мы всего лишь тактично и плавно помогаем ему двигаться в нужном направлении.
  • Телесный контакт - важная составляющая в данной методике. Конечно, многие аутичные детки не любят и не выносят прикосновений, это не беда. При вовлеченной и эмоциональной игре на полу ребенок будет сосредотачивать почти все свое внимание на игровом процессе и не будет резко реагировать на малейшее прикосновение. Можно начинать с незаметных прикосновений, потом легкие поглаживания ну а в дальнейшем- объятия. Телесный контакт необходим ребенку, он питает его на гормональном уровне, способствует к развитию эмпатии, ощущений, сближает с родными.
  • Комментарии/ похвала. Комментируйте все положительные действия ребенка, говорите ему: "Молодец", "Умница", "У тебя все получится", "Сегодня хорошо, а завра будет еще лучше", "Ты все делаешь хорошо". Давать также ребенку свободу на самостоятельную деятельность. Поощрять наклейками, игрушками, значками, а может быть и любимыми лакомствами (НО без содержания сахара, глютена).
  • Индивидуальный подход. Здесь учитываются возможности ребенка, его навыки и умения на данный момент времени (чтоб знать, с чего начинать). Наблюдаем за состоянием ребенка: через какое время он устает, в какое время лучше использовать для Floortime, его предпочтения, есть ли сопутствующие нарушения; далее мы все это анализируем и на на основе этого строим свою коррекционно-развивающую работу.
  • Меняйте локации. Постоянно дома на ковре это довольно привычно, но вот если играть на улице на песке или же на травке, на берегу моря/озера, в детском центре, в гостях. Нет предела фантазии и воображению, не бойтесь экспериментировать. По 20-30 мин в день на Floortime - это вполне достаточно. Это вдохнет новые ощущения и эмоции в занятие, разнообразит его и расширит круг интересов. Тем более игры на свежем воздухе - это не только весело, но и очень полезно для организма.

Пример игры в режиме Floortime

Ребенок один сидит и выстраивает игрушечных животных в ряд, бесцельно меняет их местоположение. Вы можете подключиться в игру: предложить построить домики/ вольер для животных или же добавить речку, деревья и сделать заповедник. Можно дать и других животных на выбор ребенку и пусть сам добавляет кого захочет. Можно потом накормить животных, погладить. Больше общайтесь с ребенком, спрашивайте его мнение, как он хочет разнообразить игру. Активно выполняйте поручения ребенка, но и не забывайте поощрять положительное поведение. Создавайте новые ситуации, проекты. Расширьте игру, разнообразьте ее. Дальше можно сделать пальчиковый театр с этими же животными, нарисовать/раскрасить их, посмотреть с ними мультфильмы. Вариантов очень много. Не забывайте- инициатор игры не вы, а ребенок. Вы только советуете, направляете, помогаете.

Что ребенок получит от Floortime?

  • Развитие речи, особенно коммуникативной ее стороны.
  • Развитие творчества, воображения, фантазии
  • Удовольствие от общения, эмоциональный контакт с ребенком, взаимопонимание
  • Понимание и управление личными эмоциями.
  • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
  • Развитие всех видов мышления и интеллекта
  • Создание благоприятной базы для формирования мотивов к обучению
  • Саморегуляция, развитие самосознания, повышение самооценки
  • Развитие мелкой/общей моторики
  • Гармонизация личности ребенка
  • Развитие чувства сопереживания, взаимопомощи, сочувствия, коллективизма.

Как мы видим данная методика оказывает благотворное и действенное влияние для детей с расстройством аутистического спектра. Но стоит сказать, что Floortime используется при комплексной работе и не принимается за ОСНОВНУЮ работу. Данная методика отлично сочетается с ABA-терапией (все полученные навыки из этой методики конкретизируются и закрепляются в игровой деятельности), с основной коррекционно- развивающей работой в ДОУ или начальной школе, и с другими видами деятельности.

Спасибо за внимание) Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)