«У меня ужасное чувство, что я жадная, эгоистичная, апатичная, циничная, развратная, морально падшая женщина, которая даже феминисткой назвать себя не может!»
В два часа ночи она находит себя стоящей на пороге отцовского дома и кричащей всякие мерзости в почтовый ящик на двери. Она немного пьяна, ее нервы на пределе, и дыхание сбилось. Это был паршивый день. Хуже некуда.
Утром ей отказали в кредите на развитие собственного бизнеса. Бизнес – это небольшое кафе, которое она открыла вместе с лучшей подругой по имени Бу. Подруга совершенно некстати покончила с собой, оставив её одну с морской свинкой и кучей неоплаченных счетов. Такие дела.
Отец смотрит на нее сонными глазами и вздыхает:
«Ну... это ты в мать».
А потом, шаркая тапочками, уходит вызвать ей такси. Он не обнимает ее, не произносит и слова поддержки, он словно не замечает, что с ней что-то не так.
К слову, ее мать тоже мертва.
Примерно так (без смысловых спойлеров) заканчивается первый эпизод сериала «Fleabag». Именно он задает вызывающе гротескный тон трагикомедии, и это, черт возьми, лучший сериал в своем жанре.
Flea – блоха, букашка, навязчивая мысль, что живет в твоей голове. Твоя темная сторона. И голова главной героини кишит такими «блошками», как мешок со старым тряпьем. Она безусловно неудобный человек. Она странная. Все ее избегают или вовсе игнорируют. Это улавливается в абсурдных диалогах, безумных поступках и атмосфере вечного недоразумения.
Комедия нещадно наращивает тон трагедии, которая приобретает катастрофический размах во время семейного ужина и достигает апогея на секс-выставке будущей мачехи. Возможно, ты немного всплакнешь. Я и вовсе рыдала. Рыдала от жалости к главной героине, от обиды на нее за подлый поступок, рыдала от злости на всех окружающих, которые под весом собственных проблем не замечают слона в посудной лавке.
Год спустя она получает от отца приглашение на семейный ужин. В списке гостей она, сестра со своим мужем-извращенцем и… неожиданно привлекательный священник. Позже ты узнаешь, что священник ругается матом, хранит джин тоник в церковной каморке, питает слабость к ярким одеяниям и одержим лисами. В общем, он просто душка.
Вот отец рассказывает о путешествии в Японию, мачеха о своей выставке, сестра о работе в Финляндии, когда священник разворачивается к главной героине и спрашивает: «Чем ты занимаешься?» Просто так, искренне, с интересом. Кажется, на мгновенье все замирают. Такого раньше с ней не случалось, никто не спрашивал у нее о ее делах вот так. С этого момента становится ясно, что этот парень особенный.
Он чуткий, внимательный и неоправданно заботливый. Он словно единственный, кто видит в главной героине обыкновенного человека с обыкновенными проблемами. Во время свадьбы он произносит странную речь:
«Любовь ужасная, болезненная, пугающая. Она заставляет сомневаться в себе, осуждать себя, отдаляться от других людей. Она делает тебя эгоистом, жутким типом. Она заставляет зацикливаться на волосах, делает тебя жестоким, заставляет говорить и делать немыслимое. Любовь – это личный ад. Неудивительно, что мы не хотим нырять во все это в одиночку».
Эти слова – хитроумное сплетение смыслов, в котором кроется оправдание всех неразумных поступков каждого из героев этой истории. Мы такие какие есть. Противные, неприятные, капризные со своими «блошками» в голове. Но зато мы умеем любить, а это главное.
Немногим ранее женщина года поделится аналогичной тайной с главной героиней. Два раза она проникновенно произнесет: «Люди – это все, что у нас есть», подготавливая главную героиню к простой истине, которую она осознает позже: принимай близких такими, какие они есть, несмотря на их собственные «блошки». А потом женщина года с юмором добавит: «Так что хватай вечер за соски и пофлиртуй с кем-нибудь», и это уже совершенно другая истина: вешать нос – пустая трата времени.
И именно оптимизм на грани безумия вызывает неподдельное восхищение и уважение к главной героине. Она не боится быть смешной и, самое главное, быть самой собой. Да, она шутит неуместные шутки, поступает необдуманно, временами противная и мерзкая, но при этом она – самый искренний человек в этой истории. Она умеет любить, она переживает за своих близких и пытается помочь так, как ей кажется правильно.
В финале, когда отец соглашается на проклятую сигарету, сестра признается, что в аэропорт погналась бы только за ней, священник по-дружески сжимает руку, она навсегда прощается со своими «блошками». Она оставляет их на автобусной остановке и с улыбкой возвращается домой. И это самый что ни на есть счастливый конец.
***
Эй, пст! Спасибо, что читаешь. Подписывайся на канал и будем вместе смотреть, читать, охать, ахать и культурно просвещаться.