1.1. Процесс оценки справедливости (2)
Таким образом, статусные характеристики, которые относятся к категорическим различиям, способностям или вкладу, имеют значение для того, чтобы наблюдатель мог оценить справедливый заработок C получателя. Предполагая этот процесс оценки, оценка справедливости, изложенная в уравнениях (1) и (2), содержит три типа характеристик: категорические переменные, способности и вводимые ресурсы. Гендер является категорической разницей между получателями. Если гендер имеет статусное значение в глазах наблюдателя, он будет иметь значение в процессе оценки правосудия. Предполагается, что гендерный разрыв в справедливой заработной плате, выявленный в более ранних исследованиях (Jasso and Webster, 1997; Jann, 2008), произошел потому, что гендер имеет статусную ценность, разделяя людей на группы с низким и высоким статусом. С другой стороны, если пол не имеет статусного значения в глазах наблюдателя, то это не является значимым фактором для оценки правосудия. Наблюдатели в данном случае не производят справедливый гендерный разрыв в оплате труда. Другими словами, существование, признак и размер справедливого гендерного разрыва в оплате труда связаны со статусной ценностью этой характеристики. Это можно записать в формальном уравнении следующим образом:
J=β1gender+...+βnlnA.
Термин C в уравнении (1) теперь заменен характеристиками, которые могут иметь отношение к оценке правосудия, в том числе гендерными. J является функцией фактического заработка (A) и характеристик, которые оцениваются как релевантные для оценки справедливого вознаграждения. Теперь вопрос заключается в том, как неравенство между мужчинами и женщинами влияет на существование (β1≠0), знак (β1≶0) и размер справедливого гендерного разрыва в оплате труда. Для того чтобы связать процесс оценки правосудия со структурным контекстом, необходимо более тщательно изучить референциальную структуру сравнений в судебных решениях.
1.2. Ссылочные структуры в процессах сравнения
Ранние формулировки процессов оценки правосудия определили сравнения в качестве ключевого механизма, с помощью которого субъекты оценивают справедливость или несправедливость своих вознаграждений. Принцип равенства гласит, что относительная эквивалентность соотношения вклада и результатов двух субъектов обеспечивает восприятие равенства или справедливости в глазах зрителей. Однако, после работы Бергера и др. (1972), решения, основанные на сравнениях между двумя лицами, не являются оценками справедливости (например, оба лица могут получать недоплату). Крайне важно получить стабильную референциальную структуру, в которую встраиваются сравнения. Это означает, что люди сравнивают вознаграждение конкретных людей (либо самих себя в рефлексивных суждениях, либо других в нерефлексивных суждениях) с обобщенной другой, которая представляет собой типичную другую для конкретного сравнения, например, автомеханика или учителя в государственной школе. Затем эксперт оценивает, является ли результат справедливым или несправедливым, и является ли он слишком высоким или слишком низким. Вознаграждение обобщенного другого представляет собой типичный заработок аналогичных людей, в то время как нормативная оценка того, является ли заработок слишком высоким или слишком низким, находится в сравнении между фактическими и референтными результатами. Поскольку в Германии, как и во многих других странах, гендерные различия на удивление высоки (подробнее об этом ниже), вполне вероятно, что гендер воспринимается как статусная характеристика, привязанная к более высокому доходу мужчин. Таким образом, референтная структура лиц в неравноправной популяции, скорее всего, будет иметь гендерную предвзятость в пользу мужчин. Учитывая предположение о том, что этот процесс можно определить как гендерную предвзятость в референтной структуре, вполне вероятно, что в оценочных суждениях, которые сами по себе являются частью гендерно-неравных структур, гендерные различия в справедливом доходе будут обнаружены, в то время как люди, испытывающие меньшее гендерное неравенство, скорее всего, не будут иметь таких предвзятых структур.