В ночь с 9 на 10 июля 1943 года передовые ударные и десантные подразделения американских, британских и канадских войск начали высадку на южное побережье Сицилии. К тому моменту на территории острова находились 17 «Тигров»: 9 из них числились во 2-й роте 504-го тяжёлого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 504 – сокращёно s.Pz.Abt. 504), а 8 входили в состав 215-го танкового батальона.
С началом боевых действий все тяжёлые танки оказались в оперативном подчинении танкового полка «Герман Геринг». Всего для защиты Сицилии было задействовано 238 немецких и итальянских танков. Таким образом, доля «Тигров» в танковом парке германо-итальянских войск, оборонявших остров, составляла 7%.
11 июля 2-я рота s.Pz.Abt. 504 вступила в бой с 26-ым пехотным полком 1-й американской пехотной дивизии, нанеся живой силе и артиллерии янки ощутимый урон. Впрочем, изрядно досталось и «Тиграм». Огнём из 57-мм противотанковой пушки М-1 американские артиллеристы подбили один тяжёлый немецкий танк, а ещё три повредили. Кроме того, три «Тигра» вышли из строя из-за технических неисправностей.
12 июля «Тигры» обеспечивали огневую поддержку гренадёрским батальонам танковой дивизии Люфтваффе «Герман Геринг», наступавшим на Гелу. В этом бою «Тигр» лейтенанта Голдшмидта уничтожил четыре «Шермана». С 18 по 22 июля «Тигры» принимали участие в обороне Палермо. К моменту захвата города американцами два подбитых «Тигра» были утеряны безвозвратно.
Бои на Сицилии стали ярким примером огромной и фактически жизненно необходимой зависимости подразделений «Тигров» от бесперебойного и эффективного функционирования ремонтно-эвакуационной службы. Кроме того, ещё раз была на практике подтверждена и доказана высочайшая степень риска использования тяжёлых танков без надлежащей предварительной разведки местности, а также без прикрытия и поддержки пехотных частей.
Вот выдержка из отчёта о боевых действиях 215-го танкового батальона, составленного его командиром – майором Георгом: «Местность, на которой предстояло вести боевые действия, была плохо изучена, и поэтому несколько машин завязло в размокшем грунте. Танки действовали отдельно от нашей пехоты, в результате чего эвакуация и ремонт поврежденных машин были практически невозможны. За первые три дня боёв было потеряно 10 "Тигров", которые пришлось взорвать, чтобы они не достались врагу. К 20 июля из оставшихся семи танков было уничтожено ещё три машины. Экипажи, оставшиеся без танков, использовали при обороне аэродрома в Джербини как обычную пехоту... В ходе дальнейшего отступления три "Тигра", входившие в состав арьергардного прикрытия, вышли из строя и были взорваны».
17 августа Сицилию покинули последние немецкие подразделения. В один из портов южной Италии удалось эвакуировать всего один «Тигр» №222 (командир экипажа – лейтенант Штебер), подбитый, но подлежащий восстановлению. В качестве трофеев союзникам достались несколько тонн запчастей для «Тигров» и около 8000 88-мм снарядов для их орудий.
Для усиления немецких войск, защищавших материковую часть Италии, 28 июля была сформирована так называемая «группа "Тигров" Мейера» (Tigergruppe Meyer), состоявшая из восьми «Тигров» (двух взводов по четыре танка в каждом). Оперативно Tigergruppe Meyer входила в состав 48-го батальона истребителей танков.
В августе в Италию в составе 1-й панцергренадёрской дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» ненадолго прибыл 1-й танковый корпус СС, в котором насчитывалось 27 «Тигров». Существенной роли они в Итальянской кампании не сыграли. С 8 сентября и до середины октября в связи со свержением фашистского режима Муссолини подразделения «Лейбштандарта» участвовали в оккупации северной части Италии и разоружении итальянских правительственных войск. После этого «Лейбштандарт» в полном составе был переброшен на Восточный фронт.
Особо нечем было похвастать и Tigergruppe Meyer. С боями она в составе других немецких частей к концу 1943 года отступила в центральные районы Италии. 4 февраля 1944 года группу переименовали в Tigergruppe Schwebbаch, подчинив её 46-му танковому корпусу, что вёл тяжёлые бои в районе Анцио. Вскоре туда же из Франции прибыла 3-я рота 508-го тяжёлого танкового батальона, имевшая в своём составе 14 «Тигров».
Ещё до вступления в бой рота безвозвратно лишилась двух тяжёлых танков. Один «Тигр» был уничтожен противотанковой артиллерией союзников, а второй сгорел так сильно и неудачно, что ремонту и восстановлению не подлежал. Причиной пожара послужил непотушенный окурок папиросы, брошенный одним из членов экипажей рядом с танком, у которого незаметно для окружающих протекал бензин из повреждённого топливного насоса.
Примечательно, что за безвозвратную потерю «Тигра» никого из танкистов не наказали. Инцидент был признан несчастным случаем, а экипажам «Тигров» было сделано типично немецкое внушение и строгое предупреждение со стороны вышестоящего начальства: «Будьте внимательны! Под вашей задницей миллион рейхсмарок и три с половиной миллиона рабочих часов!».
К концу февраля на плацдарм Анцио-Неттуно прибыли 2-я и 3-я роты s.Pz.Abt. 508. После выгрузки на конечной станции «Тиграм» приходилось совершать 200-км марш по высокогорным и узким дорогам. В результате по прибытию в зону боевых действий из 30 «Тигров» исправными и на ходу оставались всего 8 машин.
16 февраля взвод лейтенанта Штайна уничтожил три «Шермана» модификации М4А2, бронеавтомобиль и противотанковую пушку с расчётом. 24 февраля в одном бою фельдфебель Зинт подбил и сжёг 11 американских танков, а «Тигр» унтер-офицера Хаммершмидта уничтожил 6 «Шерманов».
Следом за локальными успехами отдельных групп s.Pz.Abt. 508 последовали неудачи. 29 февраля батальон потерял безвозвратно сразу шесть «Тигров». Четыре тяжёлых танка были подбиты американским артиллеристами, один подорвался на мине, а шестой «Тигр» был уничтожен попаданием одного из корабельных орудий, что со стороны моря поддерживали союзников.
Тяжёлые танки с их мощными и скорострельными 88-мм пушками хоть и усилили немецкие оборонительные позиции 10-ой немецкой армии, но оказать существенного влияния на неблагоприятный ход событий «Тигры», конечно, не могли. 22 мая союзники взяли стратегически важный перевал Монте-Кассино, развернув масштабное наступление на Рим.
Защищая подступы к итальянской столице 508-ой тяжёлый танковый батальон понёс большие невосполнимые потери, в частности 3-я рота полностью лишилась исправных танков. К концу мая s.Pz.Abt. 508 уничтоженными, списанными из-за невозможности ремонта, брошенными и взорванными из-за невозможности эвакуации лишился 40 «Тигров», получив в качестве пополнения 27 тяжёлых танков.
4 июня союзники вступили в Рим, а 10-ая немецкая армия продолжила отход на север. Вскоре изрядно потрепанные и обескровленные немецкие части, закрепившиеся на «Готской линии» – главном оборонительном рубеже немецких войск в Северной Италии, были усилены 504-ым тяжёлым танковым батальоном, что вернулся на Апеннины после переформирования и пополнения.
22 июня обер-ефрейтор Роринг – наводчик «Тигра» из 2-й роты s.Pz.Abt. 504 в бою под Гаворано подбил и уничтожил 12 «Шерманов». В том же сражении необстрелянные некоторые американские экипажи, впервые столкнувшись с «Тиграми», в панике покинули свои танки, разбежавшись по округе. Согласно немецким донесениям, трофеями 504-го батальона стали 11 абсолютно исправных «Шерманов», брошенных своими экипажами.
Этот успех стал самым большим достижением s.Pz.Abt. 504. В дальнейшем «Тигры» этого батальона участвовали в обороне Пизы, Генуи, Регно и Римини. В период с 1 июля по 1 ноября 1944 года 504-ый тяжёлый танковый батальон безвозвратно потерял 39 «Тигров». В свою очередь s.Pz.Abt. 508 с 1 августа по 31 декабря 1944 года безвозвратно лишился 26 «Тигров».
По состоянию на 1 января 1945 года в Северной Италии находились 36 «Тигров», из них 28 исправных и боеготовых. Командование группы армий «Ц», защищавшей северные районы Италии, применяло взводы «Тигров» для усиления обороны отдельных подразделений, участия в локальных контратаках и организации танковых засад. S.Pz.Abt. 508 вёл бои вдоль рубежа Флоренция – Пиза – Вергино.
В самом начале февраля 508-й тяжёлый танковый батальон получил приказ передать всю свою материально-техническую часть – 15 «Тигров» 504-му батальону, а затем направляться в Германию для получения новых танков – «Королевских Тигров». S.Pz.Abt. 504 вёл бои в Северной Италии вплоть до официальной капитуляции группы армий «Ц», последовавшей 2 мая 1945 года.
Сколько «Тигров» в конечном итоге досталось союзникам в качестве трофеев неизвестно. Согласно последней достоверной сводки, по состоянию на 15 апреля 1945 года 508-й тяжёлый танковый батальон имел 33 «Тигра», из них 11 находились в ремонте.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.