Ученые и художники работали вместе, чтобы создать эти реконструированные лица древних людей — результаты поразительны
Наша способность восстанавливать лица давно умерших людей достигла невероятного прогресса в последние десятилетия. Благодаря компьютерным программам, исследованиям ДНК и передовым технологиям, таким как 3D-печать, погрешность в научно реконструированных лицах уменьшается с каждым годом. Результатом являются потрясающе реалистичные портреты древних людей, покинувших эту Землю тысячелетия назад.
Реконструкция лица — это утонченная смесь науки и искусства. И от того в какую сторону качнется маятник зависит конечный результат. Слишком много науки и лицо становится бесплодным и неподвижным. Позвольте художественной составляющей захватить процесс, и реконструкция может стать научно не точной. Так как же эксперты создают эти реконструкции, и что они ожидают получить от них?
Искусство воссоздания лиц
Ученые и художники часто используют 3D-напечатанный череп, который они восстановили из фрагментов древних захоронений, если им повезло, то целый череп. Затем они принимают во внимание каждую деталь: радиоуглеродное датирование, зубной налет и анализ ДНК для определения цвета глаз, кожи и волос субъекта.
Некоторые цифровые портреты сделаны с использованием только компьютера. Другие представлены в трех измерениях художниками, использующими глину и подобные материалы. Эти художники используют точные измерения и свои знания мышц лица, чтобы построить точную модель.
Иногда точная копия черепа используется, когда нужно сохранить оригинал. Это исследование включает в себя анализ множества фотографий, цифровой рендеринг и 3D-печать.
Сотни часов могут уйти на одну реконструкцию. Напрашивается вопрос — стоит ли это делать? В случае расследования убийства, реконструкция иногда является последней попыткой, когда нет ДНК, стоматологических записей или фотографий.
Однако, когда личность действительно неизвестна, лицо жертвы может сыграть огромную роль в расследовании дела. Но как насчет древних людей? Как это помогает нам узнать об их внешности?
Люди — очень визуальные существа. Некоторым из нас нужно что-то увидеть, прежде чем мы сможем в это поверить. В этом смысле наблюдение за лицом кого-то, кто был восстановлен из обломков костей, может помочь нам визуализировать — и, следовательно, понять — нашу эволюционную историю более четко. Кроме того, это действительно очень интересно.
Очевидно, что есть важные факты, которые нужно извлечь из изучения костей наших предков. Мы можем узнать, умерли ли они от определенной болезни, например, Небири, египетский сановник, который является самым старым документально подтвержденным случаем сердечной недостаточности.
Мы можем узнать о том, какой работой они были заняты. Мы можем определить, какова была их диета и были ли они коренными жителями региона, в котором были найдены их кости.
Это все великие открытия. Но разница между простой систематизацией костей и возможностью увидеть выражение лица древнего человека огромна.
Насколько точны эти реконструкции?
Мы можем утверждать, что точность восстановления черт лица всегда высока, однако, вероятно, никогда не будет способа сделать реконструкции на 100 процентов точными. На сегодняшний день не существует стандартизированного способа их создания. Нет двух художников‑криминалистов, которые создадут точно такую же реконструкцию из одной и той же информации.
Используя черепа в качестве основы, ученые могут определить расположение глаз, выпячивание носа, размер рта, бровей и челюсти. Мышцы немного сложнее, но мы знаем, где они находятся и как они ведут себя под кожей. Когда присутствует ДНК, это очень помогает в определении окраски и тонуса кожи.
Маркеры тканей используются, чтобы показать, насколько тонкой или толстой должна быть кожа. Ученые черпают эти данные из компьютерной томографии живых людей разных национальностей, используя эти цифры для обобщения.
Даже при использовании многих тактик существуют физические аномалии, которые не могут быть получены из исследования черепа, например, шрамы, растительность на лице и татуировки. Это вещи, которые действительно отличают нас друг от друга и делают уникальными.
Будущее реконструкции лица
Как и во всем остальном, чем больше мы практикуемся, тем больше мы учимся. Реконструкция лица — все еще довольно новая наука. Время само покажет новые биологические маркеры. Будет доступно еще более продвинутое программное обеспечение.
Но пока отсутствие стандартизированной модели создает множество результатов для одних и тех же данных. Выяснение того, как улучшить процесс и позволить менее творческую интерпретацию в определенных ситуациях, может изменить все.