Найти в Дзене
Даздраперма

Фильм "Палач": каков диагноз главной героини?

Разбираемся в образе палача, расстрелявшей более 1000 мирных жителей. Для чего создатели фильма романтизировали жестокую убийцу?!

Расстрел мирных жителей. Безобразный лик войны.
Расстрел мирных жителей. Безобразный лик войны.

Многосерийный фильм "Палач" — страшное кино. Страшное не только количеством жертв военной преступницы, но и прежде всего тем, что телесериал основан на реальных событиях. Подкупает то, что в отличие от американских фильмах ужасов, в которых убийства в основном совершаются беспричинно, в фильме "Палач" расследуется не просто само преступление, но и исследуется история растления личности, которая и привела к фатальному исходу.

Палач по версии Толстогановой

Разве таким бывает лицо палача?!
Разве таким бывает лицо палача?!

Давайте разберем сначала героиню, образ которой воплотила Виктория Толстоганова. Юная девушка до войны растет в тепличных условиях, в интеллигентной благополучной семье. Ее окружение далеко от жестокости и насилия. Она живёт в романтических грёзах. Обожает стихи. Невинна и целомудренна. Любит и мечтает о женском счастье, провожает своего любимого на фронт и дарит ему невинный поцелуй. Она —практически неземное существо, которое видит мир в идеальных картинках.

И вот первое потрясение: солдат-попутчик, которому она доверилась, жестоко ее насилует. Посягает на самое сокровенное, которое она нежно берегла для единственного, любимого. Дальше — плен и групповое насилие немцев, каждый день растаптывание и осквернение тела. Алкоголь притупляет боль и туманит сознание, но при этом иссушает душу. Череда жестокостей и издевательств не просто наносят тяжелейшую психологическую травму, они ее ломают, разрушают до основания фундамент ее личности.

Вначале Антонина (в исполнении Толстогановой) предстает полной противоположностью сильной, уверенной в себе и идеологически подкованной Нины Кривовяз ( в исполнении Юлии Пересильд). Тоня — это просто тростинка на ветру. И эту тростинку переломили надвое. Она теряет ориентиры, непонятно, кто свои, кто чужие — весь мир ее предал. Границы стерты. Все вокруг враждебно, все против нее. И это не просто моральное падение, но и начало душевной болезни, которую я бы охарактеризовала как реактивный психоз.

Именно алкоголь становится спусковым крючком включения реакции психоза — ее ответа враждебному миру, который нужно уничтожить. И в этот момент прежнее сознание романтичной влюбленной девушки покидает ее и проявляется другая сущность — сущность Тоньки-пулеметчицы, жестокой мстительницы за свое поругание.

Постепенно шаг за шагом дух и душа покидают тело, включаются биологические инстинкты, наступает полная деградация личности, и Тонька превращается в жестокую хищницу, которая может сливаться с окружающим миром, мимикрировать, а потом нападать из засады и хладнокровно уничтожать.

Палач: реальный прототип

Антонина Гинзбург, Тонька-пулеметчица
Антонина Гинзбург, Тонька-пулеметчица

Антонина Макарова, реальная Тонька-пулеметчица, замешана совсем из другого теста. Она приземленная особа, родившаяся и жившая в деревне, самая младшая в многодетной семье. А затем волею судьбы перекочевавшая в Москву. С началом войны пошла на фронт в качестве буфетчицы, а потом санитаркой. Попав в плен, не растерялась, напросилась в качестве "походной" жены солдату, с которым вместе сбегает от немцев. Далее — расставание с "походным" мужем, скитание по деревням, беспорядочные половые связи с местными мужчинами. Вполне осознанно выбирает не уход в партизанский отряд, а переход на службу к немцам, занятия проституцией. И вот логичное завершение ее военной карьеры: добровольное поступление на службу в локотскую вспомогательную полицию и участие в расстреле мирных жителей: женщин, детей, стариков.

Руководил ли ею страх, необходимость выживания? Или же корыстный расчет? Были ли у нее сформированы определенные нравственные принципы, были ли ей близки патриотические идеи, которые она предала из-за слабости духа? Была ли ломка сознания и угрызения совести?

Вряд ли! Уверена, рука ее не дрогнула, нажимая на гашетку пулемета. Наоборот, она старалась изо всех сил, выслуживаясь перед фашистами. Подозреваю, что у нее изначально был диагноз: эмоциональная холодность. Для сравнения приведу пример из современной женской криминальной истории: 70-летняя бабушка, "божий одуванчик", проживавшая в одной из российских деревень в глубинке, тихо и незаметно укокошила "полдеревни" своих соседей. Видавшие виды следователи были поражены как "многосерийностью" ее преступлений, так и отсутствием каких-либо эмоций. Убивала людей так, как другие убивают надоедливую муху. Впоследствии преступница рассказала и о том, что убила свою мать.

Послевкусие... Есть ли вред от сериала?

Для чего делать эти сравнения? — резонно спросите вы. Действительно, зачем сравнивать реальную историю и вымышленную? Художественное произведение строится на своих законах. Производство художественного фильма отличается от документального тем, что творческая группа не ограничена никакими рамками, приемлемы любой художественный вымысел, любая авторская интерпретация реальной истории. И все же! Несмотря на интригующий сценарий, захватывающий динамичный сюжет, талантливую игру актеров, несмотря на 3 премии, которую получили режиссер и главные исполнители мужской и женской ролей, я бы назвала фильм вредным с обывательской точки зрения.

Шесть лет назад, я так же, как и миллионы телезрителей, не могла оторвать глаз от экрана своего телевизора на протяжении всех 10 серий. Эмоции переполняли меня. Это был и страх, и возмущение, и восхищение талантом любимых мною артистов, и переживания за положительных героев.

Скажете, с чего вдруг возврат к этому фильму, что за попытка запоздалой рецензии на отгремевшую несколько лет назад достойную премьеру?! Что здесь не так?

Именно этот фильм вспомнился мне 9-го мая 2020 года. Весь день с самого утра, после просмотра парада (которого не было в этом году), я слушала военные песни и смотрела военные фильмы. Настроение несмотря на карантин было приподнятым, праздничным и пафосным. Для меня, бывшей пионерки, комсомолки и активистки, День Победы пишется всегда с заглавной буквы. Для меня это одна из главных государственных дат. И не только потому что и мои деды воевали в ту войну, а потому что эта победа подарила нескольким поколениям людей мирную жизнь, она ознаменовала победу народного духа, торжества единства и стоицизма великой многонациональной страны, а также европейских стран.

День победы! Как  теперь от нас далек
День победы! Как теперь от нас далек

И вот в конце этого дня вдруг некстати вспомнился фильм "Палач", и я четко осознала, что симпатизирую главной героине — Тоньке-пулеметчице — и еще оправдываю ее преступления. Думая про это дальше, я поняла, что сочувствую ей и даже поставила диагноз (подробный разбор в первой части моей публикации). Я ее сделала жертвой обстоятельств.

КАК???? Вы понимаете, как это кощунственно звучит! Как я могла оправдать серийную убийцу?!

Представьте себе, смогла! Благодаря вновь воздействию Окна Овертона, один из приемов которого — романтизация, эстетизация образа зла! Ведь главная злодейка фильма была представлена умной утонченной интеллектуальной красивой актрисой Викторией Толстогановой. Она создала такой привлекательный женственно-трогательный образ, что вызывала большие симпатии, чем настоящая патриотка родины, безвинно пострадавшая Нина Кривовяз (роль Юлии Пересильд).

Чтобы не поддаваться обаянию главной "героини" (нет, "персонаж" звучит более уместно), чтобы развенчать ореол ее жертвенности, я нашла в интернете историческую справку о прототипе Антонине Гинзбург, и все снова встало на свои места — она никакая не жертва обстоятельств, а злодейка-изувер, палач — военная преступница, а жертвы — это более 1000 убиенных ею людей. И, слава богу, что возмездие хоть и запоздало, но наступило! Именно осознание "игр моего разума" и сподвигло меня написать эту статью и обратиться к создателям фильма.

Обращение к людям искусства

Я обращаюсь к творческим людям, писателям, сценаристам, режиссерам с призывом не приукрашать гнусные злодеяния любых преступников. Зло должно представать в отвратительном, пугающем, отторгающем, отталкивающем виде, оно должно выглядеть как уродство, как нечто недопустимое. И нет ему никакого оправдания. Ведь главное художественное достоинство любой кинокартины — это утверждение истинных человеческих ценностей, торжество добра и справедливости. Вы, как никто другие, в ответственности за формирование нравственных норм и правил, в ответственности за честь и совесть народа.