Найти в Дзене
ArendomaniА

Многие арендаторы в условиях закрытия своих магазинов могут почувствовать себя лучше

До валютного кризиса в конце 2014 — начале 2015г., когда произошло очередное значительное ослабление рубля, вызванное падением нефтяных котировок, многие арендаторы помещений как в стрит-ритейле, так в торговых центрах, чувствовали себя, с точки зрения оборотов и маржинальности, вполне сносно или вполне хорошо. Нельзя, конечно, сказать, что куда ни кинь в те времена семечку будущего магазина, то сразу же вырастал бутик с кассами, набитыми с золотыми монетами, но точно значительная часть магазинов имела значительный доход, который также позволял перекрывать слабые показатели других точек, если была, к примеру, розничная сеть.

Далее, надо отметить очень плавно и поступательно: увеличение закупочных цен на импортный товар, рост инфляции, снижение реальных доходов населения, повышение уровня бедности и снижение потребительского спроса, рост онлайн-торговли, ухудшение инвестиционного фона вследствие введение экономических санкций, привело в 2019г. к тому, что падение трафика и его покупательной способности достигло такого уровня, что финансовые показатели существенной части арендаторов демонстрировали убыток практически во все месяцы, кроме декабря. Тут нужно иметь в виду еще и пагубное влияние на маржинальность арендаторов ежегодное повышение, в среднем на 6%, арендных платежей. Ведь после значительной их коррекции и приведение их в некое сбалансированное с оборотами арендаторов состояние в 2015г., арендодатели, практически все, потом уже никогда не забывали проводить ежегодную индексацию арендной платы.

Ситуация с уровнем арендных платежей уже к октябрю 2019г. становится практически невыносимой для арендаторов, а эпидемиологическая обстановка в I квартале 2020г. полностью отрывает эти платежи от реальной действительности. Знаком с массой примеров конкретных арендаторов, когда уровень их месячной арендной платы превышал месячный товарооборот и никакие традиционные увещевания арендодателей - «вы сами не умеете работать с трафиком, который мы вам подгоняем!» или «Потерпите этот краткосрочный спад, ведь в следующем месяце все выправится» - уже звучали не только неубедительно и издевательски, но сами арендодатели понимали, что наступила новая реальность, к которой прежним уровням арендных ставок уже не будет места.

А потом, потом наступило утро 28 марта, когда одновременно закрылся офлайн-бизнес десятков, если не сотен тысяч арендаторов в стране, обнулились их обороты, а также практически иссяк арендный доход у арендодателей.

Естественно, для многих, особенно для совсем небольших арендаторов сферы бытовых услуг, HoReCa итд, наступили очень тяжелые, черные времена и, дай Бог им сил максимально оптимизироваться и дождаться возможности работать, но в данной заметке расскажу лишь про тех, кому данная ситуация, возможно, даже пойдет на руку и по итогам этого вынужденного периода ограничений, они даже могут оказаться в более выигрышном положении, нежели чем были бы без него.

Итак, о ком идет речь. Веду речь о тех, кто до закрытия своего бизнеса не сумел добиться следующих вещей:

- кто не мог договориться с арендодателями об арендных платежах, соответствующих своим фактическим оборотам; хорошо известно, что из месяца в месяц, из года в год, многие арендаторы отдавали от 30 до 50% своего товарооборота в качестве арендных выплат, что делало невозможным положительную доходность практически любого вида бизнеса, а если это было невозможным, то значит эти арендаторы увеличивали свою кредитную нагрузку, либо проедали накопленный ранее, либо партнерских капитал;

- тех, у кого организационная структура была перегружена, у кого заработная плата многих сотрудников была завышена и как это нереально не звучало бы после 2014-2015, у тех, у кого и к 2020г. штат сотрудников был избыточен, а трудовая нагрузка распределялась неэффективно и бесконтрольно;

- тех, кто не смогли довести УЖЕ К НАЧАЛУ 2019г. долю своих онлайн-продаж, посредством всех возможных каналов для их вида бизнеса, минимум до 20%.

Это основные моменты или упущенные возможности, хотя бы мог продолжать этот список.

Так вот, этих бизнесменов/ритейлеров/арендаторов — «жареный петух должен был клюнуть в темечко» - 28 марта 2020г. Они должны были, наконец, проснуться и понять, что им судьба дала последний шанс сохранить свой бизнес. Им нужно перестать копить долги, реально выйти в онлайн, эффективно реорганизовать рабочие места и распределить функционал, а также, наконец, привести в соответствие своим оборотам арендные платежи.

Повторяю — все это они могли и даже обязаны были сделать раньше! Но еще не поздно это сделать и сейчас!

Приведу экспромтом грустный анекдот собственного сочинения: встречаются 2 ритейлера, один говорит другому: - «У меня все плохо, все мои магазины закрыты, ищу работу курьером, а как у тебя дела?», второй ему отвечает: - «Мои магазины тоже все закрыты, но так хорошо как сейчас мне не было никогда!», - «Что ты несешь?», восклицает первый, - «Никак ты совсем разум потерял, бери лучше пример с меня!», - «Нет, не сошел, а обрёл его» - отвечает весело второй, - «Договорился с арендодателями, сотрудниками, маркетплейсами и могу взять тебя на работу курьером!»

Благодарю за прочтение.

Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.