Найти тему
Mitya

Йога Даршана и цель видения реальности.

Перевод статьи http://swamij.com/swami-rama-darshana.htm
Свами Рама
Из книги "Самадхи: Высшее состояние мудрости"

Йога даршана - одна из древнейших даршан. Слово даршана происходит от корня drishyate anena, что означает «то, через что вы можете видеть». Эта специфическая система, через которую вы можете видеть Реальность, называется даршана. Как вы можете видеть себя в зеркале, так и через даршану йоги, сутры йоги, вы можете увидеть Атман. Даршана - это не то же самое, что философия. Философия - это сложное слово, означающее «любовь к знаниям». Даршана - это не просто любовь к знаниям. Это одно из различий между восточной и западной философией: конечная цель даршаны - увидеть реальность.

Наука йоги основана на философии санкхья, которая является основой всех наук. Самкхья (самьяг акхйате) означает «то, что объясняет всё». Самкхья охватывает всю вселенную - как вселенная возникла, и все взаимодействия внутри вселенной. Это объясняет человеческую жизнь на всех уровнях - наши отношения со вселенной, наши отношения с создателем, который создал вселенную (если есть), наши отношения с нашим собственным умом и нашим внутренним существованием, наши отношения с центром сознания, и саму нашу сущность. Даже если человек агностик или атеист, он получит что-то от философии санкхьи.
(См. Также статью о философии санкхья.)

Философия санкхья породила математику. Если бы не было математики, никто бы не понял науку. Все науки рухнули бы, если бы математика была удалена, потому что наука основана на математике. Философия санкхья является самой основой науки йоги. Я учу вас тому, чему меня учил в монастыре великий свами Чакраварти, великий индийский математик. Он научил меня рисовать треугольники, линии и точки на песке.

Философия санкхья определяет весь процесс понимания того, что реально, а что нет. Здесь слово Реальность не используется, как вы используете его во внешнем мире. Давайте рассмотрим доску, которую я использую. Это реально? Согласно философии санкхьи, доска не реальна, потому что реальность - это то, что не подвержено изменениям, смерти и разложению. Это правда, что у неё есть материальная реальность, но сама доска не реальна, потому что ее форма и имя могут измениться в любое время. Если форма и имя объекта могут измениться, это не Абсолютная реальность. Согласно Самкхья, Реальность или Истина - это то, что существует во всех трех случаях - в прошлом, настоящем и будущем. В материальном мире человек из плоти и костей реален, но в философии санкхья реальность означает то, что вечно, существует во все времена и не подвержено изменениям, смерти и разложению. Мир, кажется, существует; кажется, что это реально, но на самом деле это не потому, что оно существует из-за существования чего-то другого. Те, кто не знают Реальности, думают, что мир реален. Для тех, кто знает санкхью, мир не настоящий.

Когда в монастыре нам преподавали науку о йоге, они всегда преподавали карику, классический текст буддизма, и санкхью, чтобы его было легче понять. Карика, санкхья и йога очень тесно связаны друг с другом. Если вы хотите понять систему индийской философии, включая буддизм и джайнизм, вам следует изучить карику. Карика не говорит, что нужно пытаться понять Бога или говорить о рае и аде; это очень практично. Первая сутра Карики: духа-трая-абхигатат: «О человек, осознай боль, возникающую на трех уровнях: боль, идущую изнутри, боль, исходящую извне, и боль, исходящую от природы. Сначала обрети свободу от этих трех приступов боли».

Науке йоги тысячи лет. Человек всегда искал способы сделать жизнь счастливее во внешнем мире. Хотя он был частично успешен, он еще не был по-настоящему счастлив. Затем он начал искать внутренний способ организации внутренних состояний. Великие мудрецы с помощью техник медитации глубоко погрузились во внутренние сферы своего бытия и испытали несказанные великие слова мудрости. Около пяти тысяч лет назад, когда не было печатных машин, учения передавались студентам устно в очень компактной форме, называемой сутрами, чтобы их можно было легко запомнить. Благодаря практике и приобретению опыта, истина, данная учителями, может быть легко проверена.

Патанджали был великим мудрецом, который систематизировал и организовывал изучение и преподавание йоги. Он не был первым учителем йоги, и при этом он не считается создателем науки йоги. На санскрите есть поговорка: «Тот, кто родился первым, первым, кто проявил себя, был первым учителем йоги». Патанджали был только компилятором науки йоги. Его подход очень практичен; он был не простым религиозным проповедником или священником, но ученым и великим философом, который понимал жизнь с её течениями и пересечениями. Он был великим йогом, который практиковал, знал и проводил эксперименты. Патанджали был просветленным существом, мудрецом, который дал нам науку йоги на благо всех людей.

После долгих экспериментов Патанджали сформировал учение внутренних состояний в сто девяносто шесть сутр. Эти сутры называются йога даршана. Слово сутра означает «нитка», а сутры йоги связаны друг с другом, как бусы мала. Патанджали иногда использовал несколько сутр, чтобы выразить одну и ту же идею, если одной сутры было недостаточно для полного объяснения конкретного предмета. Если для объяснения конкретной концепции используется более одной сутры, это означает, что концепция очень важна и должна быть тщательно изучена.

Йога-сутры - очень важный классический текст. Я хочу дать вам представление о всем тексте. Все три школы буддизма - Махаяна, Хинаяна и Нирвайана - и учения джайна заимствованы из этого текста. Упанишады изобилуют учением йоги. Каждая религия в мире включает в себя что-то о йоге, но йога - это не религия.

Каждое слово в сутрах имеет значение, поэтому вам нужно правильно понимать каждое слово, чтобы понять всю сутру. Сутры похожи на афоризмы на английском языке, но они не являются просто афоризмами. Это компактные, сжатые, заумные предложения, которые невозможно понять без раскрытия и объяснения. Я много раз изучал сутры в детстве, но до сих пор мало что знал о них. Йога-сутры на самом деле не предназначены для студентов, потому что они сводят вас с ума! Они действительно предназначены как план конспекта учителя. Если вы изучите только сутру, как она есть, вы не поймете, что это значит. Патанджали подразумевал учителям практиковать сутры и раскрывать их смысл для учеников. Понимание не имеет ничего общего с тем, что вы заучили. Если кто-то очень образованный человек и знает всё о Священных Писаниях, но не практикует, ему будет очень сложно понять всю концепцию, философию, психологию и практические аспекты Патанджали. Если вы не практикуете йога-сутры, вы не сможете объяснить их, независимо от того, сколько вы учитесь, вы допустите серьезные ошибки. Только когда вы будете практиковать сутры, вы поймете их очень ясно. Только те учителя, которые являются компетентными, которые изучили эту традицию от своих компетентных учителей и которые практиковали и лущили на себе истины сутр, имеют право преподавать йога-сутры. В древние времена только те, кто были адептами, учили сутрам. Никто не получал знания от тех, кто не был идеальным йогом. Только тот, кто практиковал эту науку с умом, действием и речью, и кто традиционно изучал эту науку, может объяснить и передать знания тем студентам, которые подготовлены.

Первые четыре сутры очень важны. Они являются краеугольными камнями архитектуры науки о йоге. Патанджали объясняет первые четыре сутры первой главы во всех сто девяносто шести сутрах. Эти четыре сутры являются ядром; остальные сутры - объяснение.

Четыре основных сутры:
- Сейчас наука о йоге будет разъяснена.
- Получая контроль над умом и его изменениями, можно достичь высочайшего состояния мудрости или самадхи.
- Когда вы осознаете свою сущность, вы получите свободу.

- Вы постоянно отождествляете себя с объектами мира. Вот почему вы страдаете.

Патанджали не писал эти сутры для свами или отшельников; он составил их для обычных людей, чтобы можно было жить в мире, оставаясь при этом незатронутым и не потревоженным, наслаждаясь миром, счастьем и блаженством. Ученики часто спрашивают своего учителя о том счастье, которого они могут достичь простыми методами, простыми способами в жизни. Не говорите себе, что вы не можете обрести счастье и блаженство; Вы можете сделать это. Не верьте, что внешний мир или объекты мира могут дать вам мир, счастье и блаженство. Многие люди торопятся туда-сюда, волнуясь и бросаются в крайности из за объектов внешнего мира. Чтобы обрести счастье, вам не нужно бегать или носиться туда-сюда. Это все в вашем распоряжении и в пределах вашей досягаемости. Мир внутри вас.

Вы решили обрести мир, счастье и блаженство? Вы решили это сделать? Или вы все ещё ищете кого-то, кто подарит вам мир, счастье и блаженство? В Священных Писаниях говорится, что никто в мире никогда не найдет эти цели ни в каких взаимотношениях. Мир и счастье внутри вас, за пределами вашего тела, дыхания, чувств и ума. Вы можете достичь этого мира, научившись направлять своё внимание внутрь к более глубоким аспектам своего существа. Чтобы достичь этого, вам не нужно уходить от мира. Вы не должны избегать своих отношений или воздерживаться от своих обязанностей. Вам нужно только дисциплинировать себя. Дисциплина означает недопущение мысленного рассеивания себя своими мыслями, действиями или речью. Патанджали, составитель науки йоги, учил, что все люди могут достичь цели человеческой жизни, понимая сутры йоги, практикуя их и применяя их в повседневной жизни.

Йога - это наука, философия и психология. Наука йоги имеет дело с утонченностью жизни. Это раскрывает практическую сторону философии и предоставляет множество техник. Психология йоги учит, как применять науку йоги, чтобы узнать себя. Йога-сутры Патанджали являются основой древней психологии, включая буддийскую, дзенскую, джайнскую и другие психологические системы, которые поддерживают семь систем индийской философии. Нет реального различия между восточной и западной психологией. Фактическое различие между древней и современной психологией. Есть много разделов древней психологии.

Слово «психология» означает «наука ментальной жизни», но современная психология еще не настолько развита, чтобы в ней можно было сказать, что она знает, как изучать ментальную жизнь. Когда вы изучаете ум как предмет, вы просто собираете информацию и мнения других и пытаетесь изучить, что это такое. Я никогда не встречал никого, кто мог бы по-настоящему изучить мой разум, хотя я ходил к известным экстрасенсам. Они делали разные прогнозы, в которые я не верил. Я сказал: «Скажи мне, что сейчас происходит у меня в голове и что случилось со мной в прошлом, тогда я поверю, что произойдет со мной в будущем».

Современная психология действительно изучала только бихевиоризм. Это не изучение ума, а только аспекты ума. Бихевиоризм - это неполная наука. Очень мало проявлений ума выражается через поведение. Поэтому, изучая поведение, вы не можете понять ум полностью. Исторически современная психология основана на изучении поведения психически ненормальных людей. Патанджали не основывал свою науку на поведении ненормальных, хотя он полностью осознавал эту особую категорию разума. Современная психология родилась из исследования страданий, из попытки понять психические проблемы, которые не могут быть решены с помощью лекарств. Современная психология учит, что мы не можем полностью понять чей-либо мыслительный процесс, потому что мы не можем действительно знать, как кто-то думает. Патанджали изучал и анализировал нормальный ум в его полноте со всеми его функциями и модификациями. Психология йоги возникла из первоочередной необходимости достижения реализации.

Современная психология еще не является готовым продуктом. Сегодня она делает определенные выводы, а завтра эти выводы уже отбрасываются. Помимо бихевиоризма, была еще одна область психологии, в которой такие великие психологи, как Фрейд, Джеймс, Уильямс и Юнг, пытались понять более глубокие аспекты ума, но они не достигли этого полностью. Они начали изучать гипноз, но на самом деле не зашли слишком далеко в своих исследованиях ума с помощью гипноза. Самогипноз и самовнушение могут в определенной степени помочь людям с проблемами, но они не могут помочь вам узнать более глубокие уровни жизни. На этом этапе античная или йога как психология начинает свое изучение.

Античная психология объясняет, что человеческий разум обладает огромными возможностями. Если ум может быть защищен от отвлечения и рассеивания, он может быть дисциплинирован и устремлен в правильном направлении. Психология йоги - полная наука. Психология йоги очень глубока и может быть понята только с практикой, а не запоминанием сутр йоги. Метод Патанджали тонкий, точный и глубокий. Если современные психологи полностью понимают тонкие методы Патанджали, они могут принести огромную пользу обществу. Но современных психологов обычно не учат выходить за пределы сознательных и бессознательных полей ума или осознавать душу, которая является самой целью человеческой жизни.

Психология имеет дело с умственной жизнью, как сознательной, так и бессознательной. С помощью анализа и терапии то, что находится в бессознательном, переносится в сознательный ум, куда оно может быть адресовано. Современная психология часто имеет дело с поведением, но наука йоги идет к самому ядру души, откуда выпрыгивает разум и его модификации. Если вы не знаете своего собственного сва-рупа, своего собственного истинного Я, вы не сможете полностью контролировать свой ум и его модификации.