НС — Наталия Станиславовна Скуратовская, психолог, психотерапевт, преподаватель курса практической пастырской психологии, ведущий тренингов для священнослужителей и церковных работников, директор консалтинговой компании «Вив Актив».
КП — Андрей Федосов, Киберпоп.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6
КП: Вернемся к теме. Я себе выписал еще некоторые причины эмоционального выгорания. Например, нечеткое распределение ролей и обязанностей.
НС: Это организационные причины, о которых мы говорили.
КП: Да, организационные. У нас на простом священнике, порой, обязанностей, как на епископе. Власти мало — ответственности много.
НС: Да, я об этом сказала чуть раньше — насчет ответственности, неподтвержденной полномочиями.
КП: И в частности, нечеткое распределение ролей: у нас каждый священник как настоятель и как епископ. В древности в каждом маленьком городке был епископ. А сейчас каждый благочинный или настоятель крупного храма выполняет функцию архиерея, по сути дела.
НС: Было бы полбеды, если б у него были на то полномочия и ресурсы.
КП: Да, а у него нет этих ресурсов, и полномочия его не соответствуют тому, что на него возлагается. Не учитываются индивидуальные особенности: психологические, физические, эмоциональные. Кадровая политика у нас слабая: если человек в чем-то одарен, то на это совсем не смотрят.
НС: Да, невостребованность того, что сам человек в себе ценит и того потенциала, который в нем есть.
КП: Индивидуальные способности не учитываются — это фактор, который способствует потом эмоциональному выгоранию.
НС: Вообще-то, это противоречит Новому Завету. Вспомните, что апостол Павел говорил: у разных людей разные дары, и они не винтики в механизме. Один священник, может быть, больше склонен к миссионерству, другой — к учительству.
КП: Кто-то пастырь, кто-то молитвенник...
НС: А кто-то хороший организатор и администратор. Благочинному стоило бы быть хорошим, грамотным администратором и организатором.
КП: Кто такой благочинный? Это что-то непонятное (я был благочинным) — ответственность на тебе есть, а власти у тебя вообще никакой. И что ты можешь как благочинный реально сделать? Может быть, в других епархиях как-то иначе?
НС: Я хотела сказать: это везде по-разному, наверное. Потому что иногда бывает у епископа меньше власти, чем у благочинного, если, например, епископ старенький.
КП: Работа на износ — это когда храм тебе как настоятелю выплачивает зарплату и из тех же денег оплачивает епархиальные взносы. Кроме основной работы, у тебя еще есть послушания: благочинный, руководитель епархиального отдела, член епархиального суда, член епархиального собрания, работа с молодежью и т. д. Послушания — это то, что сверху наложено, и ты за это ничего не получаешь.
НС: Хотя было бы логично за выполнение дополнительных функций получать дополнительную оплату.
КП: В нашей внутренней церковной логике — это нелогично. Это же послушание. А послушание выше поста и молитвы, поэтому вперед и с песней.
НС: Если допустить, что начальник какого-то из епархиальных отделов, например, отдела образования и катехизации — мирянин (в небольших епархиях так иногда бывает). Он же будет получать зарплату?
КП: Должен.
НС: Он полный рабочий день занимается выполнением своих служебных обязанностей. Он же должен на что-то жить. Конечно, он может пойти за идею и за послушание, если может себе это позволить, если его содержит кто-то другой.
Возвращаюсь к началу. Термин «эмоциональное выгорание» появился при исследовании церковных волонтеров. Человек сначала кидается с энтузиазмом, но эмоциональную отдачу он не получает. Ту, на которую внутренне, неосознанно, рассчитывал. Рассчитывал на благодарность, на одобрение.
КП: Это восполнение ресурсов.
НС: Да, это могло бы восполнять его ресурсы. Знаете, деньги, помимо автоматической своей функции выполняют функцию обратной связи, выражают ценность твоего труда.
КП: Конечно. И про деньги у меня тоже есть пункт: неадекватная оплата.
Наталия Станиславовна, Вы говорили про какой-то тест. Кто-то может заинтересоваться и захотеть определить: а на какой стадии я?
НС: Да, но мы с Вами еще пятую и шестую стадии опустили. Правда, они уже совсем клинические — когда без специалистов не обойтись.
КП: Так там еще есть? А я думал, уже всё.
НС: Нет, мы еще не дошли до конца. Шестая стадия — это клиника и опасность суицида, если человек не умер на пятой от психосоматики. Полный экзистенциальный вакуум, потеря смысла продолжать свою жизнь и навязчивые суицидальные мысли, которые иногда заканчиваются реальным суицидом даже среди священников.
КП: Да, ведь есть и социальный, и эмоциональный суицид — то есть человек сам себя уничтожает. Пример: священник тихо-мирно начинает просто спиваться.
НС: Да, это пятая стадия. Часто на ней появляются еще и зависимости.
КП: По сути дела, тот же суицид, только медленный, растянутый во времени, более социально одобряемый. Это не то, как если бы он пошел и повесился. Вроде бы, служит у престола. Спился батюшка, жалко его — он такой хороший...
НС: Бывает.
КП: А он сам себя просто в гроб загоняет поскорее, потому что больше не может...
НС: Самый социально одобряемый способ суицида: когда чувствуешь изнеможение от послушаний — набери еще послушаний. Когда ощущение, что всё очень плохо, то пускай еще хуже станет, тогда скорее помру, наконец-то, и всё. В гробу отдохну.
КП: Я слышал, что у нас Святейший об этом сказал.
НС: Отношение Святейшего к этому вопросу, кстати, менялось. Я помню, когда Святейший впервые озвучил эту тему. Я тогда почти год доказывала на конференциях и в статьях, что эмоциональное выгорание у священников бывает. Далеко не все были с этим согласны. Но, когда Святейший об этом сказал, то сразу все согласились и стали с этой темой работать. На всех православных порталах появились статьи про эмоциональное выгорание пастырей. Да, это здорово, когда табу проходят. Это был, кажется, 2012 год и последующие. А вот в 2017 году он, будучи в Бишкеке, сказал, что не может быть никакой усталости от служения, никакого пастырского выгорания. Если у кого-то бывает — надо вдвое больше нагрузить, и все пройдет.
Но это тоже была не последняя точка. Тогда был колоссальный резонанс в сети, особенно среди священства. Уже просто прямым текстом говорилось: ну конечно, у мертвых же выгорания нет. Поскольку в предыдущие годы обсуждались стадии и симптомы выгорания, стали даже открыто говорить, что Святейший уже сам, наверное, на изрядной стадии выгорания, если так ненавидит всех священников.
КП: И неосознанно хочет загнать их всех в гроб...
НС: Надо отдать ему должное — он исправился. В конце того же 2017 года на епархиальном собрании он признал, что пастырское выгорание бывает, что действительно бывает и перегруженность, и эмоциональная опустошенность. Не всегда это связано с недобросовестной духовной жизнью самого священника, но надо проводить грань между выгоранием и ленью, и надо помогать и поддерживать тех, у кого на самом деле выгорание.
КП: В этом есть, конечно, глубокий смысл. Потому что есть духовный кризис, а есть эмоциональное выгорание. Это, наверное, все-таки разные вещи.
НС: Да. Давайте, может быть, эту тему отложим до следующего раза, потому что она большая, интересная. Мне кажется, что именно соотношение духовных аспектов и психологических в проблеме выгорания может многим пригодиться. Поскольку и миряне находятся в той же ситуации, когда они испытывают опустошение. И тогда либо игнорируют свои духовные ошибки и промахи, списывая всё на выгорание, либо, наоборот, считают это своей духовной проблемой, хотя им давно пора пить антидепрессанты.
КП: Давайте еще закрепим ссылку на тест для тех, кто захочет проверить себя на предмет эмоционального выгорания: что с Вами происходит.
НС: Да, в какой стадии Вы находитесь, и по каким направлениям лично у Вас это выгорание пошло. Разрушаются ли эмоции, социальная сфера (т. е. отношения с другими людьми) или уже началась стадия психосоматики?
КП: Наталия Станиславовна, спасибо большое за беседу и очень интересную информацию. Для меня эта тема очень актуальна. Надеюсь, нашим читателям это тоже было полезно.
Дорогие друзья, пишите, пожалуйста, в комментариях: что Вы думаете по этому поводу, хотели бы Вы продолжения? На какую тему еще хотите порассуждать?
Всем здравствовать!