Всякий раз, когда приближается День Победы, всё зло земное начинает сползаться и думать, как этот праздник испакостить?
Не может оно спокойно смотреть на грозный парад. Оно понимает, что все стволы нашей армии направлены в его сторону.
Ему ненавистна атмосфера единства, когда люди разных народов испытывают общие чувства и предлинным потоком течёт по проспектам «Бессмертный полк». Для него нет ничего страшнее этого зрелища – тысяч и тысяч людей, несущих над головами фотографии своих сражавшихся родственников. Оно впадает в отчаяние оттого, что в эти часы смерть отступает – живые и мёртвые воссоединяются в мистерии праздника.
Зло старается изо всех сил. Оно нападает на героев войны: пытается разыскать в биографиях знаменитых солдат то, что может их очернить. Оно изощряется во вранье, чтобы люди не захотели войну вспоминать и связь между живыми и мёртвыми навсегда разорвалась. Зло кричит, что хочет докопаться до правды, но ищет одну только грязь.
На фронте случалось всякое. Бывали и преступления, и измены – война никого лучше не делает. Но нашу-то армию привела к Победе не низость, а высота – противостояние рабству и холоду. Не было бы этой высоты, не победили бы.
В дни праздника нет большей радости для злобных существ, чем бросать под ноги прохожим георгиевские ленточки. Они понимают, что ленточка – это главный символ Победы и всё время пытаются её осквернить.
Так было и в тот день, когда одна девочка получила от своего учителя рисования неожиданное задание – найти сюжет ко Дню Победы и выполнить акварельный этюд.
Девочка училась в художественной школе и была очень талантлива. Она рисовала яркие, забавные картинки на сюжеты, которые подсказывала её беззаботная жизнь. Она была свободна, слышала одни похвалы и никогда не получала никаких домашних заданий. И вдруг – ей дали задание, да ещё на столь суровую тему.
Было в этом что-то крайне обременительное, пафосное – то, что едва ли оценят её весёлые сверстники. Это было как-то не современно, не круто, не стёбно.
Девочка шла по улице, которую хлопотно готовили к празднику городские службы благоустройства, и всё ей было не в радость. Она даже мороженное не стала покупать – понимала, что никакое эскимо её в этот час не утешит.
Шагая к метро, девочка фыркнула и решила, что не будет этого задания выполнять. Действительно, почему она должна это делать? Она же свободный художник! И никто не посмеет её наказать. Может быть, учитель немного расстроится, но потом, через день-другой, всё забудет. Они же такие милые, эти люди старшего возраста, всё детишкам прощают.
И вдруг девочка увидела на тротуаре прямо перед собой свернувшийся чёрно-оранжевый лоскуток. Это была георгиевская ленточка. Она чуть было на неё не наступила.
Девочка прошла мимо, но что-то заставило её оглянуться и задержаться. Какое-то небывалое чувство вдруг пробудилось в её душе и вступило в борьбу с привычной беспечностью.
Ленточка лежала на земле, подрагивая от порывов ветра. Она была немного запачкана, но девочку смущало не это. Как-то неловко было её поднимать.
А навстречу уже шли люди – целая группа высыпала из ближайшего кафетерия. Девочка поняла, что через считанные секунды произойдёт нечто равнодушно-кощунственное. Они ленточку эту затопчут.
Она быстро подняла её и отнесла на скамейку на остановке. Там, за стеклом, ленточка была в безопасности. Может, кто-то возьмёт её домой, отмоет и привяжет к сумочке или ручке кейса – в знак уважения к памяти о войне. При всей своей беспечности девочка понимала значение когда-то совершённого подвига, но ей самой не приходила мысль привязать ленточку к сумочке или отнести цветы к памятнику погибшим солдатам.
Девочка пошла домой со спокойной душой, но перед входом в метро оглянулась. Ленточка снова лежала на тротуаре. И к ней снова шли люди, увлечённые разговором и не глядящие под ноги.
Всё повторилось: девочка подбежала и снова перенесла ленточку на скамейку. А потом устремилась к метро. И уже перед дверью что-то снова заставило её оглянуться, и она опять увидела ленточку на земле, у края похожей на кляксу лужицы.
Девочка догадалась, что всё это неспроста. Кто-то наблюдал со стороны за её метаниями и смеялся. Какое-то циничное существо наслаждалось своей подлой затеей.
Это так возмутило девочку, что она демонстративно подняла ленточку, гордо огляделась и положила в карман.
Дома она отмыла её, привязала к мачте мольберта и в тот же миг ощутила огромное желание не просто рисовать, а противостоять низости.
Она нарисовала свою сверстницу, такую же модно одетую, как и она сама, которая спешит поднять, уберечь от ног приближающихся прохожих лежащую на земле ленточку.
Ей удалось передать свои чувства: преодолённой неловкости, тревоги и благодарности тем, кто когда-то сражался за её сегодняшнюю свободу. Мокрый шероховатый лист исполнился такой искренности и такого смысла, каким не обладал ни один из её прежних рисунков.
Закончив и глядя на ленточку на мольберте, девочка вдруг ощутила удивительную, волшебную новизну – словно ей разъяснилась суть творчества.
Она отнесла свою акварель в школу и показала учителю.
Тот взглянул на рисунок и тяжело замолчал. Девочка стояла рядом и не понимала, почему учитель молчит? А потом увидела, что он просто пытается сдержать слёзы.
Tags: ПрозаProject: MolokoAuthor: Рокотов Валерий