Автор «Пяти вечеров» Александр Володин во время читки пьесы актёрам БДТ постоянно повторял: «Извините, это так бездарно написано». Но гениальный Товстоногов сказал: «Я поставлю пьесу с волшебством». Так оно и вышло.
Выдающийся театральный режиссёр Анатолий Эфрос считал постановку БДТ «Пять вечеров» одним из очень немногих спектаклей, ради которых стоит поехать в другой город. «Это было настоящее тонкое психологическое искусство... За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска, или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным», — вспоминал Эфрос.
К сожалению, легендарную постановку Товстоногова не сняли на плёнку, но, к счастью, сохранилась запись трансляции этого спектакля, которую я всячески рекомендую послушать тут.
Спектакль записан из зала, слышна реакция зрителей (смех, аплодисменты) и посторонние шумы, уровень звукозаписывающей техники того времени сами знаете какой, но при этом ты отчётливо слышишь каждое слово, произнесённое со сцены. Уровень профессионализма у актёров того времени был космическим, конечно.
Голоса Зинаиды Шарко (Тамара), Ефима Копеляна (Ильин), Кирилла Лаврова (Слава), Людмилы Макаровой (Катя), Валентины Николаевой (Зоя), Всеволода Кузнецова (Тимофеев) заставляют тебя погрузиться в их жизнь, забыв о собственных делах-проблемах. Можно только представить, что ощущали люди в зрительном зале.
Кстати, Никита Михалков сделал свой прекрасный фильм по этой пьесе более лиричным, чем сама пьеса.
В постановке Товстоногова гораздо больше юмора и смеха, чем в фильме.
На мой взгляд, пьеса Володина прекрасна тем, что автор не выносит суровый приговор даже не совсем симпатичным героям. По ходу действия незаметно для себя ты начинаешь сопереживать всем: преданной Тамаре, Ильину, который поступил с ней по-свински, развязной, но очень одинокой Зое, молодой паре Славе и Кате.
По слухам эстета Андрея Тарковского коробило от финальной фразы Тамары «Ой, только бы войны не было», а по-моему, в ней вся соль пьесы.