Найти тему
Иосиф Гольман

Еще раз о шизофрении и окружающих

Игорь Сапунков "Ростки" (галерея "Арт-Гнездо")
Игорь Сапунков "Ростки" (галерея "Арт-Гнездо")

Я уже писал о том, что шизофрения сегодня - никоим образом не приговор. Фраза банальная, не обещает заболевшим особых радостей и быстрых побед, но - реально честная: я много раз видел пациентов, хорошо адаптировавшихся к своей непростой судьбе. Я и сам по мере сил участвую в этом процессе в качестве клинического психолога.

Что же такое - адаптированный к тяжелому психическому заболеванию пациент? Перечислим по пунктам.

Не сдавшийся. Не отчаявшийся. Нашедший в себе сил побороться не только за свое здоровье, но и за свое место в этом жестком мире, за свою семью, за свое финансовое и моральное благополучие, за свою интересную, не скучную, успешную жизнь. Другими словами - за свое счастье.

Если удалось - заслуга здесь общая: хорошего доктора, хороших лекарств, и, конечно, правильного, стойкого и жизнелюбивого пациента.

Всех авторов успеха перечислил?

Как показывает мой опыт, не всех.

Огромную роль в достижении хорошей ремиссии играет окружение заболевшего человека. Иногда - решающую. Об этом и хочу высказаться.

Начнем с ближнего круга. Родные, друзья, сотрудники. На первых вообще ляжет основная тяжесть ситуации. Кстати, правильный подход - быстрое (и потом постоянное) оказание психологической помощи всем близким заболевшего, в том числе - их "обучение" дальнейшей жизни. Здесь ведь шок не меньший, чем при онкологическом диагнозе, а иногда и больший. И близким пациента также необходима помощь, чтобы с этим шоком справиться.

Обучение без кавычек тоже необходимо. Как лечить, чего ждать, как уменьшить материальные потери. Наконец, как вести себя с родным и близким человеком, столь внезапно и столь радикально изменившимся.

Но я все же хочу остановиться на втором и третьем уровнях окружения. Второй - это сотрудники, соседи, знакомые.

А третий - это мы с вами.

И вот здесь, с точки зрения подготовленности аудитории, как говорится, еще конь не валялся. Страх, непонимание, желание отторгнуть от себя - вот типичная реакция. Это очень глупо, это очень жестоко, но это так.

Корректно такое явление называется "стигматизацией" психических заболеваний. Родом - из древности, когда ничего не знали про строение мозга, дофамин, серотонин, нейросети и т.д. Ужас обывателей делал и без того трудную жизнь больных совершенно невыносимой. Сегодня на дворе 21 век, а ужас обывателей, похоже, остался прежним.

Вот об этом и поговорим.

Мой пациент, молодой умный малый, пережил уже второй приступ. Оба раза выходил непросто. Но вышел. Без когнитивных потерь. Восстановил свою служебную позицию и даже заметно вырос в должности и зарплате.

Его жена, его мама сражались с ним вместе. И победили. Но вот на работе, где М. на отличном счету, они до сих пор "шхерятся". Уже замучились придумывать причины. Уже устали врать. Последний раз их "выручил" коронавирус и самоизоляция. Но насколько было бы проще, если бы не нужно было ничего придумывать.

Вот кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, боится больного диабетом? Или желчекаменной болезнью? Вряд ли. А почему больного с психозом, пусть даже успешно купированным, опасаются большинство? "Мы ж не знаем, что у него на уме". Эти страхи подпитываются желтой прессой, смакующей преступления психически нездоровых людей. При этом никто не удосужился посчитать, сколько преступлений совершенно ими, и сколько - абсолютно психическими здоровыми.

Почему никто не боится протрезвевшего пьяного? Еще три часа назад он буянил и угрожал. А вот про человека, успешно вышедшего из психоза, будут шептаться за спиной годами. При этом он наблюдается у доктора, сам следит за своим состоянием. А кто следит за алкашом? Опять напьется, опять полезет за приключениями. В делирии так он вообще может быть тотально "невменько". Помню, с таким белогорячечным в обычной больнице (хирургическое отделение) вместе охраняли люк от чертей. Я единственный, кто согласился с его версией и предложил содействие. Он обрадовался, даже нож отдал. Около часа охраняли с ним воображаемый люк, пока приехала скорая из психбольницы, а я заслужил свои сто грамм разведенного медицинского.

Но, если такой аддиктивный пациент никого не пришибет, после выхода из белой горячки снова станет общественно "рукопожатным". В отличии от наших пациентов, которые в глазах необразованных граждан несут на себе клеймо (стигму) вечно.

А знаете ли вы, уважаемые читатели, что психоз - явление в нашей жизни весьма частое? И вовсе не только при шизофрении или шизоаффективном расстройстве. Поднялась высокая температура - вот и психоз с бредом. Тиф почти всегда сопровождается психозом. А психозы и депрессии у рожениц?

И самое главное. Психические проблемы есть у миллионов людей. Сегодня кто-то отталкивает и даже презирает таких людей. А завтра эти болезни могут коснуться его семьи. И это отношение общества - тоже.