Найти тему

Часть 11

Интересно, что Афины, таким образом, должны расширить свою религиозную пропаганду, включив в нее святилище Аполлона Дельфийского (Аполлона Пифия), а также святилище Аполлона Делосского. Оракул всегда отличался от святилища, но не случайно, что примерно сейчас оракул, обычно благосклонно относящийся к Спарте в тот период и явно так же в 431 году, объявил Афины "орлом в облаках на все времена".

https://clck.ru/NKPAS
https://clck.ru/NKPAS

Первая Пелопоннесская война на самом деле может рассматриваться не как прямая политическая или военная борьба, а как борьба за религиозное влияние в некоторых великих панеллинских святынях, прежде всего в Дельфах и Немее. Афиняне боролись за влияние в Дельфах со спартанцами, которые значительно напрягали себя только дважды за всю войну. Впервые в защиту Дориса была предпринята Танагра - их мифическая "митрополия" и обладательница жизненно важных прямых рычагов влияния в амфиктионии, контролировавшей дела Дельфийского святилища. Спартанцы сами не имели прямого голоса в амфиктионии, что объясняет, почему Дорис так много значила для них - она была источником косвенного дельфийского влияния. Вторым случаем была так называемая Вторая Священная война, в которой несколько лет спустя Дорис воевала за контроль над Дельфийским святилищем. Соответствующей борьбой была одновременная борьба между коринфянами и Аргивами за влияние на Немейские Игры, которыми управляли жители небольшого местного города Клеона. Характерно, что Фукидид совершенно не выделяет эти религиозные аспекты; их необходимо воссоздать по другим клочкам литературных и надписных свидетельств.

Сопротивление Спарты

Центральная греческая линия афинской экспансии должна была привести к столкновению со Спартой. Она вступила в войну в 458 году в ответ на призыв своего "родного города" Дориса, города, из которого, как полагали, первобытные дорийцы отправились на вторжение на Пелопоннес. Это крошечное государство в центральной Греции в настоящее время испытывает трудности со своим соседом Фосисом. Религиозный и сентиментальный фактор в ответе Спарты не был пренебрежимо мал, но у Спарты могли быть и другие цели. Не только уже отмечен амфибийный аспект, но и есть свидетельства в Диодоре Сикуле, греческом историке 1-го века до н.э., хотя и не в Фукидиде, что целью была Беотия.

Именно по возвращении из Дориса спартанцы, наконец, пришли к ударам с Афинами на Танагре в Беотии (458 г.). Битва была крупномасштабной, но нерешительной, слыша об участии Аргива на афинской стороне. Афиняне, однако, последовали за этим с победой при Энофите, которая дала им контроль над Боэотией в течение десятилетия, чрезвычайно важное событие, переданное Фукидидом в полдюжины слов. Далее шли агрессивные афинские действия, во-первых, при генерале Толмиде, который обвел вокруг себя пелопонцев (456 г.) и, возможно, поселил большое число мессенцев у Наупакта вместе с коренными наупактанцами, а во-вторых, при Перикле, который начал военные экспедиции в Коринфском заливе (454 г.??). Но катастрофический конец приключений в Египте (454 г.) сделал Афины готовыми к перемирию, и в 451 г. Афины смирились со Спартой, в то время как Аргос заключил 30-летний мир со Спартой по своему усмотрению.

Мир с Персией

Афины возобновили войну против Персии с боевыми действиями на Кипре, но смерть Симона там также сделала дипломатию императивом в этой сфере. Именно здесь следует разместить мир Каллиаса (449), упомянутый Диодором, но одно из самых известных упущений Фукидида. Последующее повествование Фукидида о Пелопоннесской войне, однако, предполагает его в ряде пунктов, особенно в контексте греческих отношений с Персией в 411 году. В более общем плане, мир возможен благодаря истории 440-х и 430-х годов, в которой больше не фиксируется открытая афинская война против Персии и определенное беспокойство внутри Афинской империи. (Такое отсутствие войны может быть связано и с другими факторами; возможно, что казначейство Лиги, которому отдавали дань различные государства Делианской лиги, было перенесено из Делоса в Афины в 454 г. - это был централизованный жест, который, возможно, вызвал тревогу. Но этот шаг мог произойти и раньше).

Нелитературные свидетельства также указывают в сторону мира: свидетельства надписей делают вероятным, что в 448 году дань не взималась. Возможно, было признано, что борьба с Персией закончилась, а вместе с ней и оправдание дани; если это так, то признание было лишь сиюминутным, потому что в 447 году дань снова появилась. Кроме того, надпись 420-х годов, по-видимому, относится к возобновлению мира в связи со смертью Артаксеркса I. Наконец, введение в эксплуатацию нового Храма Афины Ники ("Победа"), а, возможно, и Парфенона, могло быть одним из аспектов того же настроения. (Мир можно было бы представить как своего рода победу, потому что он ограничивал военно-морские передвижения персидского царя).

Несмотря на перемирие с Афинами в 451 году, Спарта не ушла полностью в свою пелопоннесанскую оболочку. В дополнение к своей кампании в поддержку Дорис, Спарта успешно вмешалась в центральную Грецию в "вторую священную войну" против Фокиса, который с помощью Афин установил контроль над Дельфом. Спарта передала Дельфы дельфийцам, но эта акция была быстро нейтрализована афинянами, которые восстановили святилище Фокису. Катастрофические восстания в Беотии и Эвбеях (446 г.), однако, вскоре подорвали власть афинян в центральной Греции, проявлением которой была дельфийская интервенция.