Найти в Дзене
Tedza.com-Мир Чая и Кофе!

Откуда пришел в Европу кофе

Напиток популярен настолько, что в Бразилии стал национальным, а в Сербии – «критически употребляемым» (некоторые выпивают этого варева по 8 чашек в день). В Дании и в странах Скандинавии многие вообще не признают питья кроме этого. И, тем не менее, кофе впервые появился не в Южной Америке и не в Европе. Каковы его корни?
В первых упоминаниях
Цивилизация Ближнего Востока первой познакомилась с растением, про напиток из которого Талейран сказал фразу: «Он должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь». Как ни странно, все слова из метафоры идеально подходят в качестве характеристики населения, начавшего использовать некультивированные кусты coffee arbor. Речь о предках эфиопов – «черных как ночь», «горячих» по характеру и «страстных любовниках». При этом африканская версия кофейной биографии не подтверждается ничем, кроме мифов самих «черных» народов. Одна из легенд – о пастухе 9 века Калдиме… Другое дело, аравийская гипотеза. Ведь на территор

Откуда пришел в Европу кофе

Напиток популярен настолько, что в Бразилии стал национальным, а в Сербии – «критически употребляемым» (некоторые выпивают этого варева по 8 чашек в день). В Дании и в странах Скандинавии многие вообще не признают питья кроме этого. И, тем не менее, кофе впервые появился не в Южной Америке и не в Европе. Каковы его корни?

В первых упоминаниях

Цивилизация Ближнего Востока первой познакомилась с растением, про напиток из которого Талейран сказал фразу: «Он должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь». Как ни странно, все слова из метафоры идеально подходят в качестве характеристики населения, начавшего использовать некультивированные кусты coffee arbor. Речь о предках эфиопов – «черных как ночь», «горячих» по характеру и «страстных любовниках». При этом африканская версия кофейной биографии не подтверждается ничем, кроме мифов самих «черных» народов. Одна из легенд – о пастухе 9 века Калдиме… Другое дело, аравийская гипотеза. Ведь на территории Йемена археологи обнаружили похожие зерна уже в древних слоях.

Из Восточной Африки или с юга Аравии, но «черное и сладкое как любовь» «пойло» попало в Египет. Однако и этот вариант событий верифицируется лишь косвенными сведениями. Безоговорочная информация о «символе цивилизованного мира» (уже письменная!) обнаружилась только в XV столетии. У мусульман, придерживающихся философии суфизма. Их монастыри находились именно в Йемене – в земле древнего царства Сааб, прославившегося в ветхозаветные времена (дружбой царицы Савской и еврейского царя Давида). «Сильные» порции напитка помогали суфиям в их мистических практиках – те начинали кружиться и видеть связь настоящего с прошлым и будущим. Интересную практику затем переняли все дервиши Ислама.

В тех же монастырях сохранились первые рецепты (благо арабы уже изобрели к тому времени письменность). Достоверно известно, что с самого начала 13 века отвар готовился не из всего вещества зерен, а лишь из их высушенных оболочек. Процесс их отделения был долгим и нудным, но для настоящего суфия не существовало понятия времени. Он мог пребывать в трансе сутками…

В Османской империи

Если арабы называли заваренную в кипятке массу «гахва» и считали ее разновидностью вина (ведь оно передавало энергию именно через опьянение), то к покорившим их туркам-османам напиток перешел под наименованием «кахве». Откуда такое вовсе не тюркское слово? Все просто. Турецкий язык периода Османской империи – плод сильного восточного влияния (уже правительство Кемаля Ататюрка с 1918 г. начало выбрасывать из лексикона иранские и арабские лексемы). Как раз под этим именем зерна прочно вошли в обиход не только азиатской, но и европейской части указанного государства. Здесь уже они готовились классическим способом – их варили в специальной металлической посудине целыми. И первоначально кахве был для знатных.

Однако уже в 17 веке существовали кофейни, куда мог заходить любой (главное, чтобы это был мужчина). Из-за того, что Старый Свет видел первых «бариста» только в турецкой одежде, то и наименование самой кастрюльки с длинной ручкой звучало «турка». Так как Сербия долгое время была «под османами», напиток стал популярен и среди ее населения. А термин «турка» сохранился поныне. Но кто был самым 1-м европейцем, попробовавшим эффективнейший энергетик современности?

В желудке у европейца

Тут снова придется вспомнить Северную Африку. В Эфиопии кофе в средние века был культивированным (спасибо арабскому завоеванию). Его поставляли и в Египет. Эти сорта зовут сегодня «Робуста» и «Арабика» (есть среди жителей Запада фанаты, которые «поклоняются» лишь им). В 16 в один из европейских дипломатов на черном континенте – итальянский врач Проспер Альпини – оказался в Египте. Тогда тут правили представители Османидов, которые по традиции первые чашки кофе предложили гостям. Альпини в прямо смысле понесло: он почувствовал непонятное воодушевление и трепал языком без умолку. И здесь уместно сразу привести более поздний случай. Про британца. Мгновенно «подсев» на эффект от очень густого кофе (а бедуины делают не напиток, а, скорее, кашицу) один уроженец Туманного Альбиона умолял сделать ему следующую порцию гуще (это ж как виски!). В результате умер на глазах кочевников от инфаркта…

В 1633 году Йемен отделился от Турецкой державы, и у Европы появился новый независимый поставщик. Теперь людям понятно, почему один из сортов именуют «Мокко», а в оригинале «Аль Моха». Просто так называли порт, откуда шла отгрузка зерен на корабли Старого Света.

Многие удивятся, но посещать кофейни женщинам – тогдашнее табу не только на Востоке. Любопытен один из указов Соединенного Королевства 17-го столетия, прямо говоривший о запрете. Впрочем, и для мужчин-кофеманов настали плохие времена. В 1675 г. Карл II поставил подпись на прокламации «О закрытии кофеен». Так здесь был сделан окончательный выбор в пользу чая.

На новой «родине»

Быстро поняв коммерческую выгоду от такого товара, европейские предприниматели нашли для кофейных кустов не менее подходящие природные условия. В тех же 16-17 столетиях они уже не просто исследовали, а вовсю колонизировали Южную Америку, сделав из нее сеть плантаций. Большие аграрные угодья были выделены голландцами и для кофейных культур. Так что еще к тем временам восходит причина мегапопулярности кофе в среде современных бразильцев. Кстати, о голландцах. Они же «заразили» кофе и Петра I.

Сейчас представить утро без кофе не смогут не только бразильцы и европейцы, но и тысячи наших соотечественников. Любопытно, что вместе с реформами русского языка менялся и пол у кофе. На первых порах он был женский, затем стал среднего рода и лишь недавно возМУЖал…

Эта статья на форуме

Эта статья и еще огромное количество информации на Tedza.com - Клуб любителей Чая и кофе!