Племена также являлись ключевой частью механизма отбора членов нового политико-административного Совета пятисот человек, в функции которого входила подготовка дел к Ассамблее. Можно сказать, что Совет, или Буле, в той мере, в какой он был составлен примерно поровну из каждого племени, впервые вовлек все Аттики в политический процесс: все 140 деревень, или демов, получили квоту советников - 22, поставленных одной супердемой, и всего лишь 1 или 2, поставленных некоторыми крошечными демовками. Интересный случай был сделан для того, чтобы сказать, что этот политический аспект был вторичным и что клейшенические изменения по своей сути были и намерены провести военную реформу. Геродот, например, отмечает военную эффективность младенческого клейстенического государства, которое должно было немедленно и успешно справиться с беосковскими и эвбейскими вторжениями. И, вероятно, в рамках клейстенической системы предпринимались попытки выровнять демонов из разных триттов (племенных третей), но одного и того же племени вдоль артериальных дорог, ведущих в город, возможно, с целью легкой племенной мобилизации в центре города. Правильно, что политические аспекты Клейстхена (который на самом деле был далек от производства демократии в полном смысле этого слова) слишком легко переоценить за счет военных; но лучшее видение заключается в том, что новая система имела преимущества одновременно на нескольких уровнях.
Один военный результат изменений Cleisthenes не оспаривается: с 501 года военное командование было возложено на 10 stratēgoi, или командиров (обычный перевод "генералы" затушевывает важный момент, что они должны были командовать как на море, так и на суше). Обычно, каждое из 10 племен поставлял один из этих генералов. Они всегда избирались прямым голосованием. Прямые выборы для stratēgia остались нетронутыми тенденцией в последующие десятилетия двигаться в общем направлении назначения по жребию (назначение по жребию было более демократичным, чем прямые выборы, потому что результат был менее вероятным в результате манипуляций, давления, или тенденция к "почтительному голосованию").
Даже афиняне не были готовы пожертвовать эффективностью ради демократического принципа в этой важнейшей области. Число 10 оставалось священным и так же (вероятно) действовал принцип "одно племя, один генерал", хотя позже, в V в., а в IV в., одно племя могло предоставить двух генералов, один из которых был избран за счет племени, чей кандидат набрал наименьшее количество голосов. Опять же, цель состояла в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность: в одном племени могло быть два выдающихся человека. Другая особенность stratēgia, которая должна быть объяснена таким же образом, было то, что переизбрание, или "итерация", было возможным. (На самом деле это не совсем уверен, что stratēgia была уникальной в этом отношении, вполне возможно, что итерация была возможна и для архонства).
Клейстеническая система была основана на тритти, или племенной "третий". У каждого из 10 племен было по три вида тритти, которые назывались "внутренними", "прибрежными" и "городскими". Таким образом, всего было 30 тритти, и каждый из 139 человек принадлежал к тритти и племени. Численность цыган в племени могла и действительно сильно варьироваться, но племена оставались примерно равными в населении, насколько можно судить. (Последние слова представляют собой важную оговорку: вполне возможно, что в 403 г. вся система была перестроена с учетом изменений в расселении, произошедших в результате великой Пелопоннесской войны. В этом случае свидетельства о демокк титулах - доказательства, которые в большинстве своем взяты из IV в. или эллинистических надписей, - не будут использоваться строго в VI или V вв. Но на самом деле существует достаточно доказательств из 5-го века, чтобы сделать предположение о преемственности правдоподобным)).
Каждое из 10 племен предоставило новому Собору по 50 советников. Таким образом, даже самый отдаленный дем был вовлечен в то, что происходило в городе; таким образом, решение Клейстхена можно рассматривать в его политическом аспекте как попытку разобраться с характерной проблемой древних государств, которые в основном были основаны на земледелии. Эта проблема заключалась в том, чтобы избежать доминирования городских собраний городским населением. Система Cleisthenes дала идентичность демо, которой раньше не было, хотя слово dēmos просто означает "народ", отсюда и "где живут люди", отсюда и "деревня" (это слово и концепция, безусловно, предшествовали Cleisthenes). Теперь он имел более точный смысл: это был субъект с идентифицируемым телом demesmen и право на представительство в Совете.
Клейстеническая смерть была основной единицей практически для всех целей. Это была социальная ячейка: познакомиться со своим проклятием в соответствующем контексте было хорошим доказательством того, что человек является гражданином. Это была первичная сельскохозяйственная единица - хотя спорным является вопрос о том, были ли все поселения в Аттике "зародились" (т.е. были ли все фермы сгруппированы вокруг демов), как можно судить по одной точке зрения. На самом деле, есть много доказательств того, что поселения не были зародившимися (т.е. изолированными). Как было заявлено, судьи по правовым вопросам были отстранены от работы на срок от 510 до 450 лет. Это была финансовая единица: храмовые счета из далекой земли Рамна датируются 5 веком. Это была политическая единица: как было показано, она поставляла советников в новый Совет и наслаждалась своей собственной энергичной демо-жизнью (хотя, похоже, что между демо-жизнью и карьерой в городе было мало пересечений). Это была военная часть: не только племена вместе тренировались, но и посвящение проклятий Рамна может показать, что они участвовали как группа в завоевании Лемноса Милтиадом Младшим около 500 года до н.э.. (Согласно другой точке зрения, эта надпись была сделана в 475-450 годах и рассматривается как посвящение клерухами или гарнизоном). Прежде всего, это была религиозная единица: религиозные календари, некоторые из которых были наиболее информативными, опубликованными в 1960-х и 70-х годах, показывают насыщенную праздничную жизнь, тщательно интегрированную с жизнью полиса, чтобы избежать перекрытия дат. Предполагается, что поклонение Артемиде Брауронской, в основном женское, было каким-то образом организовано в соответствии с 10 племенной системой. Наконец, и в связи с последним, это была культурная единица: на фестивале демо для Диониса ("Сельская Дионисия") проходили драматические фестивали, субсидируемые, как показывают надписи, богатыми демонами, а иногда и иностранцами (засвидетельствована одна богатая Фебан).