Найти тему

Часть 2

Эта теория происхождения гектемоража привлекательна и многое объясняет. Смущает, однако, то, что лучшие аналогии, которые могут быть предложены для такого полуконтрактного "подневольного состояния за долги", принадлежат старым иерархическим цивилизациям, зависящим от высокоорганизованной эксплуатации антропогенных ирригационных систем (так называемых "гидравлических экономик"). Трудно понять, кто или какое учреждение, в Геометрической Аттике, имело право - в отсутствие какого-либо священника - навязывать систему гектомора в целом по всей большой территории Аттики. Тем не менее, можно согласиться с тем, что гектеморидж был в равной степени связан как со статусом, так и с экономическими обязательствами.

https://clck.ru/NKMQi
https://clck.ru/NKMQi

Основные политические изменения Солона заключались в том, что сначала был введен Совет из 400 членов вместе со старым "Тесейским" советом старейшин, известным как Ареопаг, с холма Арес, расположенного рядом с Акрополем, где он и встретился. Функции этого нового Солонского собора неясны, но это не повод сомневаться в его историчности. Солонский Собор, возможно, важен не столько для себя, сколько для того, что он ожидал - замена Собора пятисот, введенного Клейстхеном в конце 6-го века.

Во-вторых, Солон разрешил подать апелляцию в Гелиацию, или в суд народного права. Состав этого органа является предметом ожесточенного научного спора, одна точка зрения рассматривает его как новый и полностью отдельный корпус присяжных, наслаждаясь даже на эту дату своего рода суверенитет в рамках государства. Более обычная точка зрения заключается в том, что гелия была ассамблеей в своем судебном качестве. Последняя точка зрения предпочтительнее: ни во времена Солона, ни позже нельзя утверждать, что большое жюри, чей состав или психология отличались от состава и психологии политического Собрания. В более поздние времена такое обращение к народу считалось особенно демократичным. Но именно к такому анахронизму следует относиться с осторожностью при оценке Солона: до введения оплаты услуг присяжных в 460-е гг. такие присяжные не могли быть опорой демократии. Более того, мужественный крестьянин (профессиональных юристов и ораторов пока не было) должен был бы встать и четко разоблачить взяткодающего базилика, тем более, если - как кажется, возможно - неудачное обжалование могло бы фактически привести к ужесточению наказания.

В-третьих, Солон принял в Ассамблею самый низкий экономический "класс" в Афинском государстве - теты, статус которых отныне определяется с точки зрения сельскохозяйственной продукции. Цитаты необходимы, потому что инвестирование таких фиксированных экономических статусов, или теле, с политическим значением было новшеством самого Солона, т.е. его четвертой политической реформой было сделать право на все политические должности (а не только право на участие в Собрании) зависимым от богатства и уже не только от рождения ("тимократическая", а не "аристократическая" система). Четырьмя классами Солона были "пятисотбушельники", или пентакосиомедимной; класс бегемотов, или кавалеристов; зеугитай, или хоплиты; и теты, класс, который впоследствии обеспечивал большую часть гребцов для флота.

Опять же, немедленное воздействие изменения не обязательно было катаклизмическим: многие из старой аристократии (независимо от того, следует ли думать о них как о близко определенной группе "эвпатридов" - т.е. "людей хорошего происхождения") все равно имели бы право занимать должность и после изменения. Но необходимо было также обслуживать мужчин, которые были чужими в техническом смысле не принадлежали к старому роду: название одной из таких исключенных, но высокостатусных категорий семей, возможно, дошло до сегодняшнего дня, так называемых оргеонов. Также как и сами четыре класса Солона не были совершенно новыми (как, впрочем, и Конституция Афин фактически признает в стороне). Таким образом, до Солона были всадники и даже хоплиты, а теты упоминаются в Гомере. Фраза "пятисотбушельники", которая на первый взгляд выглядит как прозаическая и невообразимая новая монета, приобрела в 1968 г. археологический аналог IX в.: в женской могиле, раскопанной на Агоре, был найден комплект из пяти модельных зернохранилищ. Очевидно, что это был доколоколонийский символ статуса ("я была дочерью пентакосиомедимна"). Интересное предложение видит в этих четырех классах изначально религиозный характер: их члены, возможно, распределяли функции в празднествах синонимизированного Афинского государства. Это не является строго доказанным, но правдоподобно, поскольку политическая и военная жизнь Афин и Аттики во все времена воспринималась в религиозном плане.

Социальное законодательство Солона, как представляется, в целом направлено на снижение примата семьи и увеличение примата общины, или полиса. В этом смысле оно может рассматриваться как эмбрионально демократическое. Например, его законы о наследовании облегчают процесс отчуждения имущества от семьи. Он также закрепил в законодательном порядке ограничение показного траура на похоронах и недопущение зрелищных захоронений ("агрессивных похорон", как их называл один из современных марксистских авторитетов), которые потенциально могут стать для аристократических семей способом заявить о своем престиже. (И не только потенциальный способ: великий дворянин по имени Симон был похоронен позднее в VI веке в истинном "лефкиндском стиле" - то есть рядом с лошадьми, с которыми он трижды побеждал на Олимпийских играх. Это захоронение, несомненно, противоречило Солонским правилам). Как видно из "Антигоны" трагического поэта V века Софокла, смерть и погребальный ритуал всегда были тем местом, где семья, а особенно женщины, выполняли традиционные функции. Для государства стремление регулировать их было главным сдвигом в акцентах.