Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Ворота в Голливуд: Уильям Суррей Харт

Мало кому из деятелей кинематографа выпала честь в одиночку спасти целый жанр. Это кажется непосильной задаче. Однако, когда в середине 1910-х вестерн казался уже приевшимся и низкопробным явлением для потехи самого непривередливого зрителя, появился человек настолько изменивший представление о жанре, что он получил второе рождение. Имя этого человека Уильям Суррей Харт.

Он родился 6-го декабря 1870-го года в Ньюбурге, штат Нью Йорк. Однако уже в детстве отец забрал его со всей семьёй на запад на территорию Дакота. Там Харты жили рядом с резервацией индейцев Сиу. Отец часто бывал в разъездах, работая то там, то тут, ища воду для мельниц и колодцев, или выполняя земляные работы. Маленький Уильям проводил много времени с детьми сиу и выучил особенности их культуры и языка. Он на всю жизнь сохранил глубокое уважение к индейцам.

Семья жила небогато, и парень, как только смог уверенно держаться на лошади, стал подрабатывать ковбоем в Канзасе. Что такое Дикий Запад он прочувствовал на своей шкуре. Однажды, по его собственным словам, он угодил в перестрелку на главной улице Сиу Сити случившуюся между местным шерифом и парой отчаянных парней.

Болезнь матери заставила отца сменить климатическую зону проживания. Семья Хартов вернулась на восток, в Нью-Йорк, когда Уильяму было 15. В городе он сразу устроился на работу: петь в хоре Церкви Святой Троицы. В то время его самым большим интересом была атлетика. Он даже принимал участие в соревнованиях по спортивной ходьбе и установил рекорд на дистанции 3 с половиной мили.

Думая о будущем, Уильям видел себя военным. Поэтому он подал документы на поступление в академию вооруженных сил США Вест-Поинт. Физически парень был более чем развит. Однако недостаток образования привел к тому, что ему отказали. Кем стать, если не берут в военные? Разумеется, актёром! Для этой профессии также важны физические данные, но математика совсем не обязательна. Подобные выводы привели Харта в круг деятелей сцены. В частности, он познакомился с актёром Ф.Ф. Маркеем, от которого набрался премудростей актёрского мастерства. Наконец, благодаря антрепренёру Дэниэлу Бандерману, Харт получил первую роль в профессиональной постановке – трагедии Шекспира “Ромео и Джульетте” – премьерный показ которой состоялся в родном городе Уильяма Ньюбурге. Дебют прошёл достойно и вскоре молодой человек был принят в труппу госпожи Моджейской. Сыгранные роли – Гамлет, Ромео, Железная Маска – постепенно сделали его известным и открыли перед ним двери всех театров.

Уильям С. Харт 1900-е
Уильям С. Харт 1900-е

Работая профессиональным актёром, Харт к 1899 г добился высокого признания на Бродвее. Его исполнение роли Мессалы в “Бен Гуре” было оценено критиками как бесподобное. В 1907 г с подачи товарища, увлеченного кинематографом, Харт впервые принял участие в фильме. Это был “Бен Гур”. Не трудно догадаться, что Харт исполнил роль Мессалы. В этот период он жил в отеле Харингтон на пересечении Бродвея и 44-й улицы, деля комнату ещё с одним молодым актёром Томасом Инсом. В дальнейшем это знакомство сыграет ключевую роль в карьере Харта.

Впервые с жанром вестерн Харт столкнулся, когда исполнил роль Кэша Хокинса в популярной в начале 20-го века пьесе “Муж индианки”. Спектакль имел огромный успех, и актёр продолжил вестерн-карьеру сыграв в “Вирджинце”. Этот опыт ему понравился, Харт серьёзно заинтересовался жанром.

Находясь на гастролях в Кливленде, он посетил кинотеатр и пришел в расстройство от увиденного там вестерна. Харт хорошо знал Запад, а то, что на экране выдавали за него, было чем-то совсем иным, наигранным и неестественным. “Я был актёром, и я знал Запад”, - позднее писал он. – “Возможность, которую я ждал долгие годы, стучалась мне в дверь… Хоть тушкой, хоть чучелом, я обязан был использовать любой шанс, чтобы попасть в киновестерны.” Оказавшись на гастролях в Калифорнии, Харт узнал, что его бывший сосед Томас Инс стал большим человеком в индустрии кино. С сентября 1912-го года он руководил одной из студий корпорации New York Motion Picture Company, получившей неофициальное название “Инсвилль” . Она располагалась у прохода в каньон Санта Инес и состояла нескольких открытых съёмочных площадок, вестерн-городка, ранчо, рыбацкой деревушки и ряда других зданий. Снятые фильмы распространяла компания Mutual, принадлежавшая Рою и Гарри Аиткинам и Джону Фрюлеру, также являвшимися совладельцами New York Motion Picture Company. Кроме студии Инса корпорация имела в Калифорнии студии Дэвида Гриффита и Мака Сеннета. Это была мощная кинематографическая организация.

Харт нашёл Инса и попросил дать ему роль в вестерне. Больших денег актёр не просил, поэтому последовало согласие. Как только Харт завершил гастроли с театром, он сразу вернулся в Калифорнию. Первые две роли Харт исполнил в короткометражках режиссера Тома Чаттертона. Первой была “Его час мужества” (His Hour Of Manhood, 1914) – мелодрама в антураже вестерна. Харт играл мужа-насильника, жена которого бежала в далёкие края, стала там жить с охотником, но была найдена и подверглась шантажу. Критика назвала фильм заурядным. Вторая картина – “Жена Джима Камерона” (Jim Cameron’s Wife) – еще более надуманная мелодрама, в которой главный герой Джим Камерон (в исполнении режиссера фильма) хочет решить финансовые проблемы семьи ограблением дилижанса. Жена противится его планам и не напрасно. В дилижансе едет шериф, и попытавшийся его ограбить Энди Стайлс (Уильям Харт) получает пулю. Раненый он находит укрытие не где-то еще, а в доме Камеронов. Проникшись проблемами бедной семьи, он обставляет своё самоубийство так, будто это миссис Камерон поймала его, а потому заслуживает награды.

После короткометражек Харту позволили сыграть в полнометражной ленте по его собственному сценарию. Фильм получил название “Сделка” (Bargain, 1914). В доработке сценария принимал участие опытный сценарист, а позднее продюсер, Гарднер Салливан, режиссурой заведовал Реджинальд Баркер, но основную творческую нагрузку взял на себя Харт. Именно он придумывал, что и как снимать, проявлял наибольшую заинтересованность в проекте. В фильме он сыграл бандита Джима Стоукса, который влюбляется в Нель Брент, выходившую его после ранения, полученного при ограблении дилижанса. Девушка меняет отношение Джима к жизни и тот отправляется отдать украденные деньги законным владельцам. Но попадает в руки шерифа. К счастью исправившегося бандита, шериф оказывается азартным игроком и проигрывает возвращенные деньги в карты. Джим заключает с шерифом сделку: если бандит вернёт деньги, то шериф отпустит его.

“Сделка” (Bargain, 1914)
“Сделка” (Bargain, 1914)

Как только Харт завершил работу над “Сделкой”, Инс позвал его в следующий проект режиссера Баркера, на этот раз по сценарию Салливана и самого Инса. Фильм назывался “На сцене ночи” (On the night stage, 1915), а позднее также выходил как “Бандит и проповедник” (The Bandit and The Preacher). Опять Харт исполнил роль грабителя дилижансов, который влюбляется в девушку. На этот раз у него есть конкурент – проповедник. Именно ему девушка отдает руку и сердце, а бандита заставляет задуматься: правильно ли он живёт?

“На сцене ночи” (On the night stage, 1915)
“На сцене ночи” (On the night stage, 1915)

Харту понравилось работать в кино. Однако, работа не приносила того дохода, к которому он привык, и актёр вернулся в Нью-Йорк. Он не строил каких-то планов на кинокарьеру и был доволен уже тем, что удалось попробовать себя в четырёх вестернах.

Но тут случилось нечто неожиданное. После премьерного показа “Сделкой” заинтересовалась компания Адольфа Цукора Famous Players. Данная организация была создана специально для продвижения на киноэкраны США звёзд сцены всего мира. Главная идея Адольфа Цукора заключалась в том, чтобы опираться при дистрибуции на известные имена. Уильяма Харта, не последнего человека в бродвейских кругах, продюсер счел достаточно ценным исполнителем. Famous Palyers тесно сотрудничала с Paramount - компанией, первой в истории кинопроката созданной для распространения фильмов не на региональном уровне, а по всей стране. Поэтому, купив права на “Сделку”, Famous Players запустила киноленту в широкий прокат.

Фильм получил самые восторженные отзывы. Инс, предчувствуя что в лице Харта напал на золотую жилу, решил придержать “На сцене ночи” у себя, не отдавать его Mutual. Одновременно, он направил Харту предложение заключить контракт на 125 долларов в неделю, при условии, что тот приедет сниматься у Инса. Это были деньги, вполне сравнимые с тем, что Харт зарабатывал на Бродвее и он согласился. Если бы он знал, что “Сделка” уже сделала его звездой экрана, а Famous Players ведет переговоры о приобретении за бешеные деньги “На сцене ночи” – то конечно мог бы легко выторговать гораздо лучшие условия. Однако Том Инс предпочел играть в тёмную. Это потом сказалось на его отношениях с Хартом. Но пока, в 1914-м году, реформатор жанра вестерн прибыл в Калифорнию, как простой штатный киноактёр. Ему предстояла долгая и плодотворная голливудская карьера.

Уильям С. Харт
Уильям С. Харт

(с) Свен Железнов

Читайте другие биографии голливудских кинозвёзд

Ворота в Голливуд: Клинт Иствуд

Ворота в Голливуд: Джон Уэйн

Ворота в Голливуд: Том Микс

Ворота в Голливуд: Бак Джонс

Ворота в Голливуд: Ли Ван Клиф