Найти тему
Стив Май

Зачем нужны школьные предметы?

Оглавление

Вот с каким популярным мнением столкнулся в комментариях к моим статьям:

А зачем всем математика? Или пение, рисование, сочинение стихов! Люди разные! И будут всегда разными!

Косвенно оно проскальзывает во многих комментариях. Я слегка перефразирую, чтобы уточнить саму мысль:

Человеку ни к чему изучать полный школьный курс отдельных предметов, если они не интересны, и человек даже близко этот профиль не собирается выбирать в будущем.

Я (да и мои читатели тоже, я думаю) много разных ответов на такое слышал. Что "неизвестно, как жизнь повернётся, может, и физика пригодится". Я на заре своей публицистической деятельности на этом портале даже писал статью про стиральные машины, в которой усилил этот тезис. Про "гармоничное развитие личности" мы тоже слышали, про "базу для изучения чего-то там потом". И про "ум в порядок приводит".

Это всё, конечно, так. Но это одна половина медали.

Моя аудитория - люди слегка за 20-30-40. Вот обернитесь, много знаний из школы вы донесли до теперешних дней? А многие из них пригодились? И я не имею в виду тривиальное "объяснить внуку".

А всё-таки, вот зачем всем математика, физика, биология, литература, история - зачем весь этот пёстрый набор нужен?

Сегодня я постараюсь описать необходимость вводить именно разные и общие для всех предметы в школах.

У каждой школьной науки есть некоторая миссия. Примерно, как у хомяка миссия - познакомить ребёнка со смертью питомца. Грубое сравнение, но довольно хорошо подходит к идее. И я сейчас эти миссии-то опишу.

Конкретно:

Миссия физики - познакомить ребёнка с измерениями. Грубо говоря, если ребёнок научился измерять, понимает, как связаны между собой величины, какие эти связи бывают, то он изучил школьную физику. Кто будет спорить с тем, что во взрослой жизни человеку придётся выполнять измерения? Ведь измерения - это не только линейкой или амперметром. Это и педагогические, социальные измерения, это хотя бы просто бытовые снятия показаний со счётчиков.

Миссия химии - познакомить ребёнка с классификациями. Кстати, я бы сюда добавил ещё биологию и астрономию. Эти три науки - самый яркий пример классификаций огромного количества разных объектов. Таблица Менделеева, диаграмма Герцшпрунга –Рессела, биологическая систематика. Каждому из нас приходится именно во взрослой, самостоятельно жизни классифицировать объекты. Вводить новые классификации, выделять общие признаки, искать отличия.

Миссия истории - различные трактовки одного и того же факта. Сколько историков - столько мнений, какой вес имело то или иное событие в древности, и к чему оно привело. Да чего уж греха таить, у каждого историка и события-то свои (мы же знаем, что историю пишут победители).

Миссия литературы - обучить ребёнка выражать свои мысли. Уж что-что, а это в будущей жизни точно пригодится. А не прочитанные в пятом классе Достоевский или Бунин. Их можно вообще не читать (кощунство, да? Но вот так). По-хорошему, литература и родной язык (я их считаю достаточно родственными предметами, чтобы объединить) должны учить ещё и читать тексты. Не проговаривать, а именно читать.

Заключение

Вот я описал четыре миссии: две - гуманитарных наук, две - естественных. Это не все, можно продолжать. Если подходить к изучению школьных наук с точки зрения их миссий, ответ на вопрос в комментарии становится совершенно очевидным. Ни зачем. Не нужна математика, физика, история. Что, думаете, с классификациями можно знакомиться только на химии или биологии? Да ничего подобного - в лингвистике этих классификаций просто вагон. Да и чтению текстов прекрасно можно обучить на физике. Может, даже ещё лучше, чем на литературе.

А академические знания из каждой из этих наук... Может, действительно кому и пригодятся. Тем, кто с миссиями этих наук освоился.

PS

Едет эстонец по мосту. Бац! Дохлая ворона лежит. Он останавливается, открывает багажник, складывает туда ворону и говорит: "приггадицца". Проходит год, тот же мост, снова едет тот же эстонец. Останавливается на середине моста, открывает багажник, кладёт ворону на место и заключает: "нэ приггадиллас"