Найти в Дзене
Кубань.RU

В России деньги населению раздавать нельзя

Летом 2020 года экономисты ждут резкий рост банкротств предприятий малого и среднего бизнеса, рост безработицы. Более того, неминуемо грядет передел собственности и изменение всего мироустройства.

О том, что ждет бизнес рассказал кандидат экономических наук, доцент Финансово-университета при Правительстве РФ, директор Бизнес-инкубатора Игорь Добровольский.

— Какие меры помогут сохранить бизнес?

— Сейчас уже, как бы ни хотелось рассчитывать на обратное, принимать какие-либо активные меры поздно. Шансы выжить есть у тех бизнесов, владельцы и менеджеры которых смогли за предыдущее время работы сформировать очень существенный финансовый задел. Проще говоря, есть шансы у тех, кто вовремя накопил подушку на случай плохих времен, которые теперь настали. В целом же даже для таких предприятий в текущей ситуации, конечно, актуален режим строгой экономии, сокращения всех непродуктивных затрат, отказ от офиса, если возможно, переключение на удаленные продажи через интернет (однако по объективным причинам это могут сделать далеко не все предприниматели).

— По вашим прогнозам, дойдет ли господдержка до малого бизнеса или ее смогут получить только крупные предприятия?

— Скорее всего, если эта поддержка и дойдет, то до крайне малой доли предприятий, которые в ней остро нуждаются.

Крупному бизнесу в таких условиях, однозначно, легче, так как он изначально имеет гораздо больше возможностей в отстаивании своих интересов.

— Отсрочка по налогам — насколько эта мера полезна?

— На мой взгляд, по аналогии с лекарственными препаратами эта мера призвана оказать скорее успокоительный и немного расслабляющий эффект, но не терапевтический результат. Дело в том, что отсрочка — это не отмена, то есть платить налоги все равно придется, если бизнес сохранится. С налогом на прибыль и НДС все более-менее решаемо: если предприятие не работает, то и налоговой базы для уплаты этих налогов не возникает. А вот с платежами в фонды и НДФЛ совсем другая история: если предприниматель сохраняет рабочие места и зарплату сотрудникам, то все эти платежи, по сути, накапливаются и через шесть месяцев наступит локальный пик налоговых выплат. При этом я очень сомневаюсь, что к тому времени выжившим малым и средним предприятиям удастся нарастить выручку до приемлемого в таких условиях уровня.

Реальным лекарством могла быть только полная отмена налогов для МСП на этот период. Никаких отсрочек — полная отмена.

У государства есть ресурсы на этот и следующий год, и поддерживать надо именно малые и средние предприятия так, чтобы это была реальная поддержка, а не успокоительное.

То же касается и кредитов на зарплаты. Мы, конечно, не можем себе позволить раздавать деньги всем под сохранение рабочих мест, как делают в Соединенных Штатах, но определить ключевые предприятия и оказать им адресную невозвратную поддержку по итогам тщательной оценки социальной значимости таких бизнесов было бы вполне по силам региональным властям.

— Сможет ли бизнес сохранить рабочие места?

— В тех условиях, которые созданы на данный момент, это сможет сделать меньшинство малых и средних предприятий. Крупный бизнес в этом смысле находится в гораздо более устойчивом положении.

— Какой рост безработицы возможен?

— По итогам года возможен кратный рост безработицы, вплоть до 30–40%.

— Какой срок карантина станет для нашей бизнес-системы фатальным?

— Если режим продлится дольше, чем до 15 июня, это может привести к еще гораздо более печальным последствиям, чем мы обсуждаем. Однако есть определенная уверенность, что дольше середины июня текущий режим не будет продлеваться.

—Что посоветуете предпринять бизнесменам, чтобы сохранить свое дело?

— Как я уже говорил, сейчас актуален режим строгой экономии, сокращения всех непродуктивных затрат, отказ от офиса, если возможно, переключение на удаленные продажи через интернет, подключение к службам удаленной доставки, активное осваивание методов собственноручного (без больших маркетинговых бюджетов) продвижения продукции в интернете.

Необходимо по максимуму сохранить продуктивный персонал, при этом все-таки, скорее всего, придется оптимизировать зарплатный фонд, но важно дать возможность сотрудникам хоть как-то выжить в текущий период, да же если они напрямую не связаны с приносящей доход деятельностью.

— Сколько времени потребуется на восстановление бизнеса, чтобы достичь хотя бы уровня начала года? Какие шаги могут помочь в этом процессе?

— Восстановления , как принято говорить, по V-образной модели, на мой взгляд, не будет. Времени на восстановление связей и потребительской активности потребуется гораздо больше, чем на их разрушение. Все шаги, которые могут помочь в ускорении процесса восстановления, мы обсудили в начале нашего диалога, и они касаются прежде всего действий правительства РФ и руководства страны. Со стороны бизнеса нужно осознание коллективной ответственности и переход к реальной взаимной поддержке, особенно от крупного бизнеса малому и среднему.

— Каким вы видите бизнес будущего, послекарантинного периода?

— Да. Изменится все. Как мы уже говорили, идет новый технологический (облачный) уклад, который сделает мир уже не таким, каким он был. Перемещение между странами станет не таким простым, как раньше, глобальная экономическая система будет четко фрагментирована. Почти все страны с развитой экономикой активно перейдут на то, что называется «жизнь в облаке», все тенденции в маркетинге, продажах и даже производстве будут связаны с цифровизацией и облачными решениями. Будут активно развиваться искусственный интеллект и нейронные сети. Кризис подтолкнет развитие человечества и ускорит сопутствующие процессы.

По материалам печатного издания "Деловая газета. Юг" (Краснодар)

А вот тут статья о том, зачем России нужен такой Краснодар

А вот тут популярная статья о том, как выглядит простой дом в кубанской станице