Найти тему
severok1979

Импортные грузы из США - путь на дно Карского моря...

Почему импортное оборудование для строительства Норильского горно-металлургического комбината не дошло до пункта назначения и оказалась на дне Карского моря - мое краткое расследование.

Карта боевых действий у арктического побережья СССР в 1943 году.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

В поисках информации о закупках импортного оборудования для строительства Норильского комбината, касаясь периода Великой Отечественной войны, нашел несколько интересных фрагментов воспоминаний норильчан давних времен.

Георгий Осипович Кононович (в 1939 году был принят в Енисейское пароходство первым штурманом парохода «Каганович», потом стал капитаном на буксире «В. Чкалов». В 1942 году, в октябре, в той же должности он был принят на работу в управление Дудинского порта, в 1945 году был руководителем флота Норильского комбината) вспоминал:

Летом 1945 года меня вызывает А. А. Панюков:
— Кононович, вы любите приключения. Хочу поручить вам поднять со дна Карского моря бочку спирта!
— А конкретней, Александр Алексеевич?
— Американцы на пароходах «Сергей Киров» и «Архангельск» отгрузили для нас оборудование аффинажного завода, а немецкие субмарины летом 1943 года эти суда потопили в Карском море. Немцы знали кого топить. Я хочу вам поручить найти эти суда, произвести водолазный осмотр и решить вопрос о том, можно ли эти пароходы поднять, а если нет, то, может быть, спасти то уникальное, ценнейшее оборудование, что на них погружено. Кроме того, там много и другого груза, в том числе и спирт в бочках. Но это так, к слову... Ну, так как?
— Разрешите, через два дня я доложу вам план и подготовлю проект решения...
24 июля 1945 года состоялось совещание, на котором было принято решение о подъеме судов

Александр Александрович Гаевский (21.08.1939 прибыл в Норильлаг. Освобожден с зачетами 12.01.1947 (28.08.1948). Остался в Норильске начальником отделения Норильскснаба, старшим инженером которого работал, будучи заключенным. 09.12.1950 осужден к ссылке на поселение, отбывал в Норильске. Освобожден из ссылки 16.09.1954) вспоминал:

Немецкие подводные лодки до конца войны не забывали о Норильске и посещали даже Енисейский залив.
Снабжался Норильск, в основном, из Америки, караванами судов, не рассчитанных на долгую жизнь. Эти караваны привозили всё необходимое, в количествах, обеспечивающих бесперебойную работу комбината в межнавигационный период - от тяжёлой горной техники, разного оборудования, инструмента, технических материалов до большого ассортимента промышленных товаров, продуктов питания, в основном в законсервированном виде, лекарств и подарков, собираемых американцами.
Два таких больших каравана прошли Диксон и были на подходе к Дудинскому порту, готовому к их быстрой разгрузке. Однако до Дудинки они не дошли, были потоплены немецкой подлодкой в Енисейском заливе, на глубине более шестидесяти метров. Попытки их подъёма успеха не имели. Навигация закончилась, а компенсировать потери не было возможности. Комбинат оказался в тяжелейшем положении, особенно с продуктами питания
Картина на тему арктических конвоев. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Картина на тему арктических конвоев. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Наиболее полную картину сражения конвоя ВА-18 с немецкими подводными лодками "волчьей стаи" "Викинг-2" смог воссоздать известный историк флота Игорь Борисенко, который благодаря своей добросовестности и хорошему знанию немецкого языка, смог использовать не только отечественные источники, но и журналы боевых действий немецкого флота! Далее я привожу результат авторского исследования Игоря Борисенко с незначительными дополнениями и сокращениями, вызванными небольшим форматом настоящей публикации.

В сентябре 1943 года в море Лаптевых из-за США через Дальний Восток пришли транспортные суда «А. Андреев», и «Моссовет» с грузом для предприятий Якутии и Главсевморпутии, а также транспорты «Архангельск» и «Сергей Киров» с импортным оборудованием для Норильского комбината, в частности, у первого в трюмах было ценное оборудование из Сан-Франциско, второй вез на палубе строительные фермы, а в одном из трюмов, вероятнее всего, один из четырех закупленных в США буровых станков фирмы "Sullivan" .

Буровой станок фирмы "Sullivan" в Норильске. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Буровой станок фирмы "Sullivan" в Норильске. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

От района острова Самуил (из группы островов Комсомольской Правды в западной части моря Лаптевых) они следовали в составе конвоя, получившего название «ВА-18» (внутренний арктический № 18). Их сопровождали минный заградитель «Мурман» (бывшее гидрографическое судно) и два тральщика ТЩ № 31 и ТЩ № 63 (вооруженные рыболовные траулеры). Переход начался 28 сентября. Вдруг ветер стал крепчать и к концу второго дня плавания достиг 8–9 баллов. Скорость движения конвоя снизилась до 5–6 узлов. Временами налетали снежные заряды. В столь сложных метеорологических условиях «ВА-18» вошел в зону действий вражеских подводных лодок в Карском море.

Конвой ВА-18 в пути. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Конвой ВА-18 в пути. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

После сбора всех судов, задержавшихся ненадолго, ВА-18 вышел в путь 25 сентября в 11.05. Конвоем командовал капитан 3 ранга В.В. Похмельнов, командир "Мурмана". Этот первый выход оказался недолгим – уже в 15.35 была получена радиограмма с приказом возвращаться обратно вследствие обнаружения радиоразведкой в Карском море немецких подлодок, а также опоздания тральщиков ТЩ № 40 и ТЩ № 42 , которые должны были усилить эскорт.

В этот момент в Карском море действительно находились две подлодки – U.960 и 601. Они только что закончили постановку мин около Диксона (операции Seeschlange и Seemöve) и, как видно, именно доклады на базу об успешном завершении постановок были запеленгованы советской стороной. Еще одна (U.703) проводила разведку ледовой обстановки севернее Новой Земли – она тоже вела передачи и могла быть засечена.

На основании анализа более 100 советских радиограмм немцы предположили, что намечается проводка конвоя с востока на запад через Карское море. Всем трем имевшимся в том районе лодкам дали указание быть наготове.

Командование решило использовать для перехвата этого предполагавшегося конвоя U.960 и 601, на 25 сентября державшиеся восточнее Диксона. Вместе с U.703 они составили группу - «волчью стаю» «Викинг-2». U.703 находилась в море уже больше месяца, из-за чего 27 сентября остальным двум лодкам пришлось передать на 703-ю некоторое количество запасов.

Затем, с 28 сентября все три лодки послали на сторожевую линию юго-восточнее островов Арктического Института. В последующие дни все три у-бота последовательно перемещались на северо-запад, в направлении пролива Вилькицкого, на выходе из которого к 30 сентября они должны были занять позиции для атаки.

Тем временем ВА-18 покинул острова Комсомольской Правды в 13.00 28 сентября. Приказание о выходе дали по радио с Диксона, но из-за плохой слышимости получили его с опозданием. Головным шел минный заградитель «Мурман» , за ним транспорты в двух колоннах, а тральщики занимали места на курсовых углах 80° правого и левого бортов от головных транспортов.

На помощь эскорту ВА-18 еще в 2.25 того же дня с Диксона вышли тральщики ТЩ № 40 и ТЩ № 42. Они должны были встретиться с конвоем в точке 76°20' N, 86°16' E, а если ВА-18 там не будет – идти обратно в пролив между о-вами Известий ЦИК и Арктического института, где ждать подхода конвоя.

В течение 29 сентября конвой следовал из моря Лаптевых в Карское в условиях шторма (ветер 8-9 баллов, волнение 7-8), вследствие чего скорость упала до 4-5 узлов. Поэтому на точку рандеву с тральщиками ВА-18 не успел, и те, как было приказано, ушли восточнее.

Видимо, эти два тральщика были замечены U.601 (обер-лейтенант Грау) – она доложила сначала о трех сторожевых кораблях, а потом о рыболовном траулер на курсе 220°.

Конвой первой обнаружила U.960 (обер-лейтенант Хайнрих). Состав ей был определен почти правильно: 4 парохода, ледокол, 3 сторожевика.

Утром 30 сентября в 60 милях к западу от острова Русский на транспорте «Архангельск» (капитан Г. Г. Ермилов) раздался глухой взрыв. Через минуту пароход переломился пополам между фок-мачтой и мостиком и затонул. Из 42 членов экипажа удалось спасти только 29 человек.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Командир конвоя В. В. Похмельнов своевременно не доложил командиру Северного отряда о гибели «Архангельска». Он посчитал, что пароход погиб, наскочив на мину. В. В. Похмельнов лишь дал указание конвою обогнуть район предполагаемого минного поля, после чего корабли и суда отвернули на правый борт, отошли на 20-25 миль в сторону, и затем легли на прежний курс. В действительности судно было потоплено немецкой подводной лодкой U.960.

Во время торпедирования «Архангельск» шел вторым в правой кильватерной колонне, следом за «Моссоветом» . В то время, как «Архангельск», разломившись, утонул в 9.01, «Моссовет» меньше чем через час якобы заметил перископ, а позже слышал два взрыва, которые посчитали самоликвидацией торпед после прохода ими предельной дистанции. Так как U.960 часом ранее оторвалась от каравана, а другие лодки к тому моменту еще не обнаружили ВА-18, то следует признать догадку советских моряков про взрывы торпед неверной. То же касается и перископа. Корабли открывали огонь по этой ложной цели, но естественно, никакого результата от стрельбы не достигли. Странно другое – что и теперь Похмельнов не доложил командованию о том, что его конвой атакован подлодками!

После гибели «Архангельска» конвой был перестроен. Теперь следом за "Мурманом" шел самый крупный транспорт - «Сергей Киров». Оба других судна шли справа и слева от него.

Хотя теперь ветер и волнение утихли и караван смог двигаться со скоростью 8 узлов, немецкие лодки в надводном положении передвигались гораздо быстрее. В 21.00 (по Берлину) контакт с ВА-18 посредством гидроакустики установила U.601. Эта лодка тоже начала преследование противника, а примерно через четыре часа и U.960 восстановила свой контакт с конвоем. На тот момент наступило уже 1 октября.

U.601 в 00.05 увидела дым, двинулась прямиком к нему и увидела караван: три парохода, ледокол, три сторожевика. Ясно, что утром 1 октября конвой уже преследовали обе лодки, но которую из них отогнал ТЩ №31, неясно. Враг был обнаружен в 70-80 кабельтовых и спокойно ушел на восток, пользуясь большим преимуществом в скорости (тральщик – бывший траулер – не мог дать больше 10 узлов). Командир конвоя снова ничего не сообщил начальству о подлодке – на том основании, что он якобы не наблюдал ее лично! Конвой продолжил следовать прежним маршрутом, с прежней скоростью. Тут уже и U.703 (обер-лейтенант Брюннер), узнавшая про конвой в 12.27 30 сентября после сообщения U.960, нашла противника. К 07.10 1 октября она установила контакт. До 13.10 лодка выходила на позицию для атаки, после чего потопила пароход типа «Сергей Киров», оцененный в 4200 брт. Через четыре минуты был дан еще один двухторпедный залп и предполагалось еще повреждение другого парохода, но уточнить результат командиру лодки не удалось, так как контакт был потерян. В действительности в 20 милях от островов Известия ВЦИК подлодкой U.703 был торпедирован и затонул пароход «Сергей Киров» (капитан А. И. Литвиненко).

С советской стороны потопление «Сергея Кирова» (капитан А.И. Литвиненко) отмечено в 14.12 (московское время), в точке 75°48' N, 83°52' E. Первоначально команда пыталась завести пластырь и спасти судно, но скоро стало ясно, что с поступлением воды не совладать. Весь личный состав с парохода был спасен; наконец-то командир конвоя дал радиограмму, одновременно повернув на южный курс. U.703 после этого события конвой преследовать прекратила, направившись на остров Надежды. Там ей немецкое командование приказало забрать трех моряков с парохода "Декабрист", потопленного чуть ли не год назад!

В 15.42 к конвою присоединились наконец тральщики ТЩ № 40 и ТЩ № 42. Также на поддержку с Диксона был выслан самолет типа ГСТ для проведения противолодочного патрулирования. Уже в 16.03 тральщик №42 обнаружил вблизи конвоя две подлодки, которые он вынудил погрузиться. Видимо это были U.960 и 601, которым появление тральщика не помешало через два-три часа провести свои атаки.

Первой была U.601, безрезультатно выпустившая торпеды FAT в 17.13 по ледоколу. И действительно, с атакованного минзага "Мурман" в 18.06 заметили следы двух торпед. Как показалось Грау, одна торпеда попала в стоящий за ледоколом пароход в 5100 брт, который утонул. Сама лодка после атаки подверглась 17-минутному артобстрелу с кораблей эскорта. Советские эскортные корабли якобы даже наблюдали большой взрыв, а потом обнаружили на воде большое масляное пятно. Увы – "немка" не имела никаких повреждений, Грау отправился на базу вместе с U.960.

U.960 после долгого преследования в 18.06 выстрелила последние торпеды (FAT) и, по заявлению Хайнриха, якобы потопила сухогруз типа "Андреев" в 2900 брт, а вместе с ним рыболовный траулер. Празднуя эту двойную победу, 960-я отошла, чтобы на следующий день следовать "домой".

Однако в действительности в результате этой атаки в 19.10, в 58 милях к северо-западу от полуострова Михайлова торпедой U.960 был потоплен только тральщик ТЩ № 42 (командир капитан-лейтенант В. В. Голубец). К сожалению, весь его личный состав во главе с командиром погиб. В это время теплоход «А. Андреев», развив ход, самовольно вышел из ордера конвоя и скрылся в снежных зарядах. На всех парах достигнув шхер Минина, судно спряталось в районе малых глубин около острова Круглый. По непонятным причинам (скорее всего, боясь быть обнаруженным с помощью радиоперехвата), капитан «А. Андреева» несколько дней не отвечал на вызовы разыскивающего потерю командования. Только 4 октября «А. Андреев» был обнаружен гидросамолётом!

Фрагмент карты с описанием разгрома ВА-18  и указанием даты и места гибели транспортов "Диксон" 28.08.1943 и "Тбилиси" 06.09.1943.
Фрагмент карты с описанием разгрома ВА-18 и указанием даты и места гибели транспортов "Диксон" 28.08.1943 и "Тбилиси" 06.09.1943.

В 19.47 1 октября с Диксона на помощь конвою вышли тральщики Т-108 и 110 с командиром Северного отряда Беломорской флотилии на борту. Они никого найти не смогли и вернулись, чтобы заняться тралением обнаруженных мин, как раз тех, что недавно выставили U.601 и 960.

Остатки конвоя ВА-18, охраняемые самолетами, наконец пришли на Диксон в районе 15.00 2 октября…

Таким образом, конвой ВА-18 оказался практически разгромлен: подводная лодка U.960 потопила транспорт «Архангельск» и тральщик ТЩ № 42, U.703 потопила транспорт «Сергей Киров», а торпедная атака U.601 по минному заградителю "Мурман" оказалась безрезультатной.

Для целей же нашего повествования важно отметить, что конвой ВА-18 потерял именно те транспорты, которые везли ценнейшее оборудование для строительства Норильского комбината!

Понес-ли Норильский комбинат в годы войны другие потери в арктических водах? Надеюсь, что на последнем фрагменте карты внимательный читатель обратил внимание, что помимо погибших кораблей и судов конвоя ВА-18, на ней указанием даты и места гибели транспортов "Диксон" (28.08.1943) и "Тбилиси" (06.09.1943). Однако на этих судах грузов для Норильского комбината не было: "Диксон" потоплен на пути из порта Диксон в бухту Кожевникова с грузом для Нордвикстроя торпедой вражеской субмарины U.302 у восточной части шхер Минина (примерно там же, где в течение трёх дней после разгрома ВА-18 прятался транспорт "А. Андреев"). "Тбилиси" следуя из Дудинки в порт Диксон с грузом норильского угля погиб в Енисейском залив подорвавшись на мине, выставленной подлодкой U.636.