Найти тему
daymonri

Мифология Вархаммера 30к. Архетипы и аллюзии

Оглавление

Вступительный комментарий (воспринимать как дисклеймер):

Рассуждая на тему вселенной Вархаммера, важно понимать, что любые утверждения здесь условны. Это в лучшем случае гипотезы, и уж точно не теории. Потому что Дэн Абнэтт, Джеймс Свалоу, АДБ и другие творцы сурового гримдарка никогда не комментировали для нас, какой архетип сокрыт в образе Зиндермана, Олитон, Киилер, Локена, Хоруса…

Второй момент – многие забывают, что существует несколько принципиально различных вселенных Вархаммера, которые отличаются сюжетом, антуражем, идеями. Первая вселенная – оригинальный настольный Вархаммер 40к, с которого все началось. Вторая вселенная – книжная 40к, третья – бэковая «Ересь Хоруса» (плюс «Примархи» и отдельные произведения). И, наконец, игровая вселенная (серия игр на ПК, довы и тд.).

А теперь приступим!

Архетипы в литературе – часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и художественных произведениях.

Архетипы в искусстве – первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга и т. п.).

Архетип в философии – прообраз, некий универсум, бессмертная идея (платоновский «мир идей», противостоящий «миру вещей», учение Филона Александрийского и других античных философов).

Лион (Лев) эль’Джонсон

Первый легион – Темные Ангелы

Родной мир – Калибан

Архетип – рыцарь артуровского цикла, но не кто-то из благородных вроде Персиваля или самого Артура, про которых принято говорить «без страха и упрека». Это архетип рыцаря с изъяном, для которого долг и эмоции находятся в постоянном противоборстве. Он скорее Ланселот (с ним Артуру изменила Гвиневра), либо Мордред (попытавшийся поднять восстание против короля), либо Агравейн (который по наущению Мордреда рассказал Артуру об измене Гвиневры. Дальнейшее развитие образа – Тристан (вероятный прообраз – пиктский Диармайд).

Плюс идея поиска Святого Грааля (сверх-цель Рыцарей Круглого Стола), которая для Льва воплощена в освобождении Калибана от Великих Зверей. Но когда он достигает цели, рыцарь обнаруживает, что за ней – пустота и в действительности он делал это не ради людей, а ради себя, потому что иначе он просто не может.

Фулгрим Фениксиец

Третий легион – Дети Императора

Родной мир – Кемос

Архетип – Элагабал (Марк Аврелий Антонин Гелиогабал), древнеримский император, прадед, дед и отец которого были жрецами финикийского бога солнца, Элигабала. Был известен исключительной красотой (подводил глаза, использовал румяна, как было принято у финикийцев), пел и танцевал. И также как Фулгрим Элигабал в итоге погряз в разврате и гедонизме.

Тема легиона – поздняя античность, римская империя периода упадка. Алхимической темы с андрогинном и Великим Деланием (как утверждают некоторые «эксперты») здесь очевидно нет, такую аналогию логичнее провести с другим примархом (и вы ведь уже поняли, с каким, верно?).

-2

Пертурабо (Молот Олимпии, Повелитель Железа)

Четвертый легион – Железные Воины

Родной мир – Олимпия

Архетип – Архимед, математик и инженер, известный в частности военными изобретениями, например – «Коготь Архимеда» (кран-коготь, изобретенный им при обороне Сиракуз). Гениальный изобретатель, которому по воле судьбы пришлось стать мастером войны. Пертурабо не любит войну, он просто умеет управлять войной и делает это, смирившись со своей судьбой. Тема стойкости примарха перемежается с темой обороны Сиракуз против римлян (римляне должны были взять город и взяли бы, если бы обороной не командовал Архимед). Да, Пертурабо известен как мастер осады, а не обороны, но в «Молоте Олимпии» проскальзывает эта простая мысль – тот, кто лучше всего знает, как взять город, будет лучшим и в его обороне.

-3

Джагатай Хан

Пятый легион – Белые Шрамы

Родной мир – Чогорис

Архетип – Тимуджин, первый хан Монгольской империи. Тема легиона – быстрые штурмовые атаки, что соответствует тактике степняков. Собственно, сам хан описывается как азиат.

-4

Леман Русс (Великий Волк)

Шестой легион – Космические Волки

Родной мир – Фенрис

Архетип – Один, в меньшей степени – Тор (как воин и сын Всеотца). Его архетипом справедливо считать именно Одина, потому что он не просто великий воин, но мудрейший из примархов (истории с Ангроном, Магнусом, Львом). Тем не менее, его спуск в подземный мир Фенриса (из «Волчьей погибели») – прямая аллюзия на миф «Путешествие Тора в Утгард». Тема легиона – раннесредневековая Скандинавия/Русь.

-5

Рогал Дорн

Седьмой легион – Имперские Кулаки

Родной мир – Инвит

Архетип – изначально я полагал, что архетип Дорна – самурай Такеда Синген, «тигр из Кай», великий стратег и воин. Инвит – ледяной мир, а Кай – как раз горная провинция, где пики гор круглый год укрыты снегом. Это тема верного/преданного сына, а «самурай» в переводе означает «тот, кто служит». Проблема этой версии в том, что легион Дорна никак не притянуть к японской самурайской тематике, ну никак.

Но потом я заметил другую аналогию и удивился, как не выявил ее прежде. Цвета Имперских Кулаков – черный, белый и желтый, это цвета флага Российской Империи. Второй момент – на официальных артах щиты Имперских Кулаков украшены символом имперского орла, почти на 100% дублирующего герб Российской Империи. Плюс они именно ИМПЕРСКИЕ кулаки.

Ключевые мотивы – преданность и мастерство обороны. Соответственно, очевидный архетип – полковник Федор Штоквич, легендарный офицер Российской Империи, прославившийся при обороне крепости Баязет (чуть больше 2к обороняющихся против 21к осаждающих турок).

-6

Конрад Кёрз (Ночной Призрак)

Восьмой легион – Повелители Ночи

Родной мир – Нострамо

Архетип – Соломон Кейн писателя Роберта Говарда. Это тема судьи, который берет на себя ответственность судить других, потому что не согласен с существующим строем и потому что может это делать. Нострамо научило Кёрза тому, что зло должно быть наказано еще большим злом. И только жестокость, страх и ненависть могут держать людей в узде.

Как и Кёрз, Соломон Кейн высок, худощав, угрюм и замкнут, у него бледная кожа и он носит черные одежды. Изначально Кейн – пират, а точнее – капер. Единственный момент, отличающий Кёрза – тема психической нестабильности, рефлексия на основе знания об истинном будущем, которое не изменить (разговор с Сангвинием в «Фаросе», когда Сангвиний понял, что угнетало Кёрза все это время).

-7

Сангвиний (Великий Ангел)

Девятый легион – Кровавые Ангелы

Родной мир – Ваал

Архетип – Архангел Михаил, воплощенное совершенство (но не в вульгарном аспекте, как Фулгрим). Крылья, внешняя красота, воинские качества, меч. Плюс Ваал – семитский бог-созидатель. Тут нужно отметить, что Кровавыми Ангелами легион назван потому, что племя, в которое попал Сангвиний на Ваале, называлось Кровь (в оригинале легион называется Ангелы Крови). Мотив крови, предвидение, плюс мотив вечной опасности падения из апокрифической библейской литературы, воплощенный в Красной Жажде. Ну и, как истинный Михаил, Сангвиний сражается с Хорусом-Люцифером, но тут история оборачивается иначе.

-8

Феррус Манус (Горгон Медузы)

Десятый легион – Железные Руки

Родной мир – Медуза

Архетип – Сет, бог-воин, именно так Мануса называли на Медузе. Плюс на Медузе он победил Асиронта, Великого Змея из региона Земли Теней. Аналогично Сет в додинастический период был защитником Ра, каждую ночь сражаясь со змеем хаоса Апофизом и побеждая его. Возможно, еще тут есть мотив Гефеста (тот тоже был «аугметирован», только у него была железная нога, а у Мануса - руки), учитывая отсылку к греческим мифам через аллюзию в названии родного мира.

Плюс Сет тоже технически был предан родным братом, потому что в поздний период (со времен Среднего Царства) этот образ был демонизирован, его место занял Гор. В итоге, Сет гибнет в схватке с Гором.

Что касается железных рук – это, возможно, мотив стойкости, способности принимать тяжелые решения. Есть версия, что это вообще некронский живой металл. Причем в легионе присутствует глубинная сверхидея (как и у Механикус) – соразмерность и целесообразность совершенствования через технологии (вспомнить «чертову дюжину» и Камилла у Стругацких).

-9

Ангрон (Красный Ангел)

Двенадцатый легион – Пожиратели Миров (Псы Войны)

Родной мир – Нуцерия

Архетип – Спартак, легендарный гладиатор, поднявший своих братьев против угнетателей. Также – Карпофор или Фламма, два не менее именитых гладиатора. Оба славились невероятной яростью на арене, оба становились рудиариями, но возвращались – возможно, из-за страсти к резне, а возможно – потому что боевое братство для них было важнее свободы.

Тут нужно понимать, что как и Кёрз, Ангрон – трагический персонаж. В «Предателе» мы узнаем, что он никогда не хотел войны, но Гвозди Мясника изменили его. Каждое мгновение вне битвы причиняет ему физическую и ментальную боль. Тем не менее, в том же «Предателе» говорится, что Ангрон невероятно силен, потому что ему ценой невероятных усилий удается иногда превозмогать Гвозди (хотя даже сам Император развел руками, не в силах помочь Ангрону).

-10

Робаут Жиллиман (Мстящий Сын, Боевой Бухгалтер, как называл его Кёрз)

Тринадцатый легион – Ультрамарины

Родной мир – Ультрамар

Архетип – Цезарь. Тема римской армии в аспекте дисциплины и тактического мастерства (плюс оружие Ультрадесанта – «гладиусы»). Робаут в совершенстве управляет экономикой войны, также выступает великолепным (возможно – идеальным) правителем в мирной жизни. Иначе не собрал бы самый большой легион и не объединил бы 500 миров в собственную империю.

-11

Мортарион (Лорд Смерти)

Четырнадцатый легион – Гвардия Смерти

Родной мир – Барбарус

Архетип – Танатос, Архангел Гавриил/Самаэль. Образ того, кто приносит смерть, относясь к ней, как к жизненной парадигме. На Барбарусе смерть окружала его и он стал ее частью, воплощением.

Мортидо – термин из психоанализа, обозначающий доминирование так называемого «инстинкта смерти». Это рефлекторное влечение к смерти, но не в аспекте самоубийства.

При этом его легион воплощает безупречную машину смерти в военном плане, вероятный прообраз – Третий Рейх.

-12

Магнус Красный (Алый Король, Циклоп)

Пятнадцатый легион – Тысяча Сынов

Родной мир – Просперо

Архетип – Парацельс, Один (одноглазый мудрец), Маг (из Старшего Аркана Таро), ранние годы на Просперо – Христос (мальчик-мудрец). Тема поиска знаний, алхимика, Великого Делания. В какой-то момент – тема поиска себя самого (осколки после сожжения Просперо). Также тема философского камня, потому что себя Магнус так и не находит, но находит суррогат истины, великую ложь, воплощенную в «многоходовочках» Тзинча.

Тема легиона – Древний Египет.

-13

Хорус Луперкаль

Шестнадцатый легион – Сыны Хоруса (Лунные Волки)

Родной мир – Хтония

Архетип – Люцифер (апокрифический образ), либо Ясон. Согласно греческим мифам, Эсон, отец Ясона, отправил сына в далекое путешествие, чтобы заниматься в Иолке собственными делами, причем Ясон путешествует в Колхиду, что также показательно. Но в большей степени Хорус, конечно, Люцифер – бунтарь, сын, предающий отца из-за ложных убеждений (бунт ради бунта, как поясняется в «Рабах Тьмы»).

Значение имени, вероятно, сводится к древнеегипетскому Гору, который был сыном верховного бога Осириса и принял правление Египтом после его смерти.

-14

Лоргар Аврелиан (Уризен)

Семнадцатый легион – Несущие Слово

Родной мир – Колхида

Архетип – Энмеркар, легендарный шумерский царь-жрец, построивший город-государство и город-храм Урук (3 тысячелетие до н.э., шумерская культура), считался сыном Уту (солнца).

Колхида – страна восходящего солнца в эллинской культуре (2 тысячелетие до н.э.), страна с сильнейшими религиозными культами, которые сохранились в грузинском мифологии.

Сами Несущие Слово – миссионеры, в каком-то смысле как раз средневековые Крестоносцы, карающие неверных с целью экспансии веры.

Плюс у Уильяма Блейка Уризен – творец Вселенной.

-15

Вулкан (Владыка Змиев)

Восемнадцатый легион – Саламандры

Родной мир – Ноктюрн (с латыни – «ночной»)

Архетип – бог Вулкан (Рим), бог Вёлунд (Скандинавия), Сварог (славянский фольклор). Бог-кузнец (архетип созидателя), в меньшей степени бог-воин или бог-громовержец, абсолютно точно не змееборец, ведь его титул «Владыка Змиев». Змей здесь выступает хтоническим образом – Левиафан, Уроборос, Йормундганд. Мотив перерождения, змея сбрасывает кожу (древние египтяне верили, что змеи бессмертны, в их пантеоне была особо почитаемая богиня-змея Уаджет).

Самый гуманный примарх, созидатель, еще одна возможная аналогия в древнескандинавской мифологии – Сурт (тоже черный, тоже стихия огня). Ниже я еще вернусь к Вулкану.

-16

Корвус Коракс

Девятнадцатый легион – Гвардия Ворона

Родной мир – Ликэй

Архетип – Красное Облако (Текумсе/Джозеф Брандт), это герои войн коренных народов Северной Америки (ирокезов, например) против иноземных завоевателей. Тактика – партизанская война, диверсии, использование малых сил. На Ликэе Коракс боролся как раз против эксплуататоров, которые в шахтах добывали ресурсы. Красное Облако также боролся против технократов, которые строили шахты и прокладывали железные дороги через территории индейцев в Монтане и Вайоминге.

-17

Альфарий и Омегон

Двадцатый легион – Альфа-легион

Родной мир – неизвестно

Архетип – Рихард Зорге, Сидней Рейли (прообраз Бонда). Тема шпионажа, тайных операций, агентурных сетей. Плюс маскировка и разведка. Имена примархов могут быть аллюзией на бесконечность в контексте неизвестности.

-18

По цветам легионов – явной привязки нет, так как цвета часто пересекаются и не всегда соответствуют теме легиона. Где-то можно притянуть за уши, например – зеленый (фон) и белый (рисунок) у Темных Ангелов. Зеленый – молодость (как следствие – импульсивность), белый – благородство (в частности – честь). У Железный Воинов основной цвет – стальной, символизирует стойкость. Зеленый Саламандр – жизнь, защита жизни. Плюс уже упомянутая символика легиона Дорна.

И в то же время, например, у Альфа-Легиона цвета – серебряный, синий и золотой. Золотой – благородство, царственность (нет), синий – постоянство, духовность (нет), серебряный – цвет Луны, эмоциональность (нет). А у Тысячи Сынов до Ереси цвет красный – цвет войны и ярости, что им совсем не подходит.

По номерам тоже привязки нет. Например, Темные Ангелы – цифра 1, символизм цифры – власть, могущество. Космические Волки – цифра 6, символизм – гармоничность, спокойствие, семейный очаг.

Опять же, кое-что по чистой случайности подходит. Например, Ультрамарины – цифра 13, нумерологически сводится к фицре 4, символизм – последовательность, труд, терпение, организованность.

-19

Император

Архетип – правитель-драконоборец, герой-драконоборец.

Исторические/мифологические прототипы:

  • Виштаспа – царь из иранской мифологии, покровитель Заратустры (Механикус?), великий царь, полководец, политик.
  • Ваагн – из древнеармянской мифологии, аналогичные черты.
  • Зигфрид (Песнь о Нибелунгах) – тоже драконоборец, любим народом, гибнет в результате предательства.
  • Кадм – основатель Фив, помог богам одолеть Тифона.

Мотив драконоборца можно проследить вплоть до Тора, покровителя Мидгарда. Но основной прообраз – Георгий Победоносец, который согласно мифу «Чудо Георгия о Змие» побеждает некоего змея в Ливанских горах (как и Император, что мы узнаем в «Повелителе Человечества»). Причем в греческих текстах он именно военачальник. Описание из текста «Чудо Георгия о Змие» (список XVI века): «Воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами» (не Император ли это на Золотом Троне?).

Еще один схожий образ – Аполлон, низвергающий Тифона с горы Олимп, который затем падает в расщелину, и над ней устанавливают трипод дельфийского оракула. Собственно, та же судьба у ливанского дракона, который скован на Марсе в Лабиринте Ночи, и делится знаниями с Механикус.

-20

Боги Хаоса

Существует теория, что Боги Хаоса как суммарный образ навеяны творчеством Майкла Муркока, создавшего Мультивселенную, Вечного Воителя и восьмиконечную Звезду Хаоса. Муркок жил и творил в «кислотные 60-70-е», никогда не скрывал, что употреблял ЛСД.

Позже Станислав Гроф (чешско-американский психолог, основатель психоделической терапии) разработал градацию ЛСД трипов. Подробно я эту градацию рассматривать не буду, так как она обширна. Но согласно этой версии, Боги Хаоса – так называемые «Перинатальные матрицы», третий уровнь ЛСД-трипов по Грофу. Интересно, что свою теорию Гроф описал в книге «Области человеческого бессознательного» («Realms of Human Unconscious») в 1975-м. А через 10 лет были опубликованы основополагающие для Вархаммера книги правил «Realms of Chaos» (очевидна схожесть названий).

Итак, во время трипа перинатального уровня переживания человека похожи на стадии внутриутробного развития. В этом смысле современная медицинская наука соглашается с утверждением, что опыт внутриутробного развития ребенка может оказывать влияние на психику человека в дальнейшем.

  • Уровень 1. Амниотическая вселенная. Стадия пребывания эмбриона в утробе матери. Это матрица Тзинча, для которой характерны космические образы, видения бесконечной вариативности будущего, вселенского знания и медитативности. Именно с Тзинчем можно связать символ яйца и постоянную трансформацию (мутацию) эмбриона от низших форм к высшим.
  • Уровень 2. Космическая поглощённость и отсутствие выхода. Плод перестаёт получать достаточное количество питания и кислорода, начинается токсикоз, чувство асфиксии, голода, появляются отчаяние, тревога, страх. Действительно похоже на парадигму Нургла
  • Уровень 3. Фаза борьбы со смертью. Соответствует Кхорну, который как раз воплощает борьбу во всех ее ипостасях.
  • Уровень 4. Фаза рождения/перерождения/возрождения. В первые мгновения и минуты после рождения человек испытывает небывалые ощущения, которыми «бомбардирует» его органы чувств новый мир вокруг. Аналогия с парадигмой Слаанеш, которая целиком завязана на ощущениях.

Лично мне эта версия кажется сильно притянутой, в ней слишком много допущений и она оставляет большую свободу для интерпретации основных аналогий. По-моему мнению – все проще. Боги Хаоса воплощают наиболее разрушительные ипостаси человеческой натуры, выступая их эйдолонами (аля Блаватская, да). Эти ипостаси – гедонизм/эгоизм, саморазрушение, фанатизм и знания, не подконтрольные морали (снова аналогия со Стругацкими, в частности – с «Далекой Радугой»).

Альтернативный вариант трактовки: Боги Хаоса как воплощения доведенных до критического предела биологических и социальных механизмов развития человеческой цивилизации, а именно:

  • конкуренция видов – война (Кхарн);
  • стремление к счастью – эгоизм/гедонизм (Слаанеш);
  • стремление к знаниям – сумасшествие/отрыв от реальности (Тзинч);
  • стремление к самосовершенствованию – саморазрушение (пример – профессиональный спорт, соответственно Нургл).

В каком-то смысле это архитипические антиутопии.

И несколько слов отдельно про Вулкана

«Не расскажешь мне о них? спросил Вулкан. Они как я?

«Совершенно не похожи на тебя, сказал Император, и это твоя самая главная черта. Мое самое важное достижение».

из « Милосердия Дракона».

«Талисман Семи Молотов» – некое устройство, разработанное лично Императором и обладающее целым рядом свойств. Оно действует как компас через Паутину к Терре, отгоняет порождения варпа и может уничтожать демонов (не изгонять, а именно уничтожать). Вероятная аналогия – Молот Тора, который на письме обозначался трех- и четырехлучевой свастикой.

Но главная задача Талисмана – когда он установлен на Золотой Трон, Терра полностью уничтожается. Знания о том, как создать талисман, Император вложил в разум Вулкана. После битвы за Ноктюрн и воскрешения Вулкана (книга «Смертельный огонь») эти знания открылись примарху.

При этом Вулкан бессмертен (его ведь не убил даже фульгурим), то есть он сумеет пережить любую катастрофу, вероятно – даже уничтожение Терры. Плюс его бессмертие гарантирует, что он в любом случае сумеет добраться до Терры и если нужно – активировать Талисман.

Еще один факт – Император вложил в Вулкана возможно все известные ему знания. Соответственно, если после Ереси Хоруса миру суждено переродиться, знания Вулкана будут для него жизненно важны (вновь аналогия с Суртом, который по сути устраивает Рагнарёк, а сам переживает его, пересоздав мир). Плюс Влукан, как хорошо известно, самый гуманный примарх. «Бессмертный добрый чувак», как сказали на одном американском форуме.

То есть если план Императора рухнет, если галактика сгорит в огне Ереси, Вулкан сможет буквально стать новым Императором. У него есть все качества и знания, чтобы возродить Империум. Увы, как мы знаем, все сложилось иначе. А в заключении приведу еще одну цитату с того же американского формуа: «Это было десять тысяч лет. Империум готов к черному Императору».

Канал на Ютубе

Группа ВК

Канал на Твиче

Пикабу

Инстаграм