17 декабря 1937 года два сотрудника НКВД решили разобрать бумаги. Их накопилось порядочно, предстояло оформить актами все предписания. Их накопилось целых 89, включая утреннюю партию.
Благородная девица
Самым известным заведением, в котором воспитывались девочки из знатных семей был Смольный институт в Санкт-Петербурге. В 1899 году отец привез туда 10-ти летнюю княжну Киру Оболенскую.
Для девочки это был единственный шанс получить приличное образование, так как знатный титул князей Оболенских ее ветви не подкреплялся деньгами и поместьями. Отец Иван Дмитриевич был офицером давно обедневшей фамилии.
Юная Кира старалась учиться, в 1904 году она окончила Смольный институт с серебряной медалью. Девочке было всего 15 лет, но она вынуждена была зарабатывать себе на жизнь. Трудилась домашней учительницей в богатых семьях, несмотря на юный возраст она многое могла дать своим воспитанницам, так как обладала блестящими знаниями по истории, географии, языкам. А благородное происхождение и манеры "смолянки" были достойны всяческих похвал.
Учительница в школе для бедных
В 1910 году Кире Оболенской исполнился 21 год, по законам Российской империи девушка была вольна самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Приданого, чтобы выйти замуж у нее не было, да и тяги к замужеству она не испытывала.
Она решила заняться частной преподавательской деятельностью. Но в Смольном институте ее учили, что благородные дамы должны заниматься благотворительностью, что долг знатной особы - позаботиться о тех, кому от рождения дано меньше.
И Кира Ивановна совмещает работу и учительство в бесплатной школе для детей бедноты. Мягкая, вдумчивая, серьезная, она становится любимицей своих учеников.
Княжна Оболенская не раз просто отдавала свою одежду и обувь, если замечала, что кто-то из ее учениц не может посещать занятия в холодное время года из-за отсутствия средств на теплую одежду.
Знакомство с сестрой Ленина
В начале 20-го века группа благотворителей выкупила у казны неиспользуемые казенные земли недалеко от станции Саблино под Санкт-Петербургом. Так был организован поселок "Самопомощь".
Земли распределили под строительство домов, церкви, лечебницы, школы и библиотеки. В школе, организованной для рабочих, на безвозмездной основе работала и Кира Оболенская.
Здесь она познакомилась с Анной Ильиничной Ульяновой-Елизаровой, сестрой будущего вождя революции, целью которой было уничтожение таких, как княжна Оболенская.
Анна Ульянова - большевичка и революционерка до мозга костей. Кира Оболенская - человек совсем другого склада. Она искренне верила в Бога, не вмешивалась в политику, не разделяла идей диктатуры пролетариата и классовой ненависти. Она просто учила детей и взрослых, жалела их, сочувствовала их бедственному положению. А еще в это же самое время Кира работала сестрой милосердия в Александро-Невском братстве
Анна Ильинична уважала в Оболенской профессионализм, отсутствие чванства, простоту общения и добрый нрав.
При Советах
Незадолго до революции Кира Оболенская закончила высшие курсы французского языка. С 1918 по 1930 годы она работала учителем и библиотекарем в школах Санкт-Петербурга (Ленинграда).
В политику не вмешивалась, хотя и считала террор, раскулачивание и диктаторские методы новой власти недопустимыми. Она так и заявила на допросе в ВЧК в 1930-м году, когда ее арестовали впервые. За что? За то, что княжна. Никакой иной вины, никакого участия в заговорах и террористических организациях за ней не было.
Анна Ульянова пыталась хлопотать за свою приятельницу, доказывала, что она порвала со своей классовой средой еще до революции, когда учила рабочих и их детей. Но даже сестре Ленина не удалось заступиться за Оболенскую.
"Враждебный класс"
Кире Ивановне дали 5 лет лагерей, их она провела на строительстве Беломорканала, работая в лагерной больнице. Оболенскую выпустили в 1934 году, в 1936-м она уехала в Боровичи, где смогла устроиться преподавать немецкий язык в школе.
Через год княжна Оболенская была арестована вновь, в рамках "борьбы с остатками капиталистических классов". Ее заступницы, старшей сестры Ленина уже не было в живых, да и вряд ли ее слово имело бы вес в 1937 году.
17-го декабря 1939 года приговор особой тройки НКВД подвел черту в судьбе княжны Оболенской. Акт, наспех составленный сотрудниками за несколько расстрельных дней, места, где нашла она свое упокоение, не указывал.
В 2003 году княжна Кира Оболенская была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет